Заполняла тут анкету на смену паспорта. Это оказался тот ещё квест: от руки, но печатными буквами, да ещё попасть в нужные прямоугольники: где-то справа, а где-то внизу. Я, кстати, промахнулась в паре мест: что-то нужно было впихнуть справа, а я написала снизу, за что мне пообещали, что завернут, потому что снизу, где место для прописки, нельзя писать дату рождения. Я рыкнула, что форма не машиночитаемая и никто в здравом уме не перепутает дату рождения с пропиской. И вообще, мне всё равно, не нравится - пусть сами заполняют, если не делают нормальную электронную анкету. Мне объяснили, что 1) карточка картонная и долго хранится (ну и что???) и что это образец моего почерка (really? если я заполню её своим настоящим почерком, вы ни слова, ни цифры не прочитаете).
В общем, эта простая анкета мне стоила каких-то нереальных усилий. И стала поводом повспоминать: а когда я вообще в последний раз писала от руки?
Похоже, года до 2006, когда на работе наконец-то поставили достаточно компьютеров. До этого дневники и осмотры писали от руки. Всё было брутально: по 6 дневников в сутки на пациента плюс лист назначений, а пациентов на одного врача могло быть 10-15. Как-то я лично сдала на утро 20 историй, но, справедливости ради, это было один раз. Ну может, два. Кого-то после этого удивляет, что у врачей плохой почерк?
Но с тех пор все документы стали только машинописные. Печатаешь, ставишь подпись и всё. От руки заполняются только бланки на наркотики, но и там всего пара слов, остальное подчеркивается. В общем, сейчас я нигде не пишу от руки, вообще. Даже какие-то заметки делаю в смартфоне, а не на бумаге.
Муж же после школы вообще, похоже, ни одного документа от руки не написал. Все десять лет школа и семья сражались с его неспособностью писать (он дисграфик, но тогда таких умных слов не знали, называли это дебилизмом), потом поступил в единственный институт, куда можно было попасть без экзамена по русскому (МИФИ, сдав экзамены досрочно, на курсах), окончил его с красным дипломом и, сейчас, по-моему, даже не помнит, как ручку в руках держать.
Ну хорошо, наши учителя в 80-е и подумать не могли, что письмо от руки когда-нибудь станет ненужным. И вот это: правильно решил задачку, но не отступил на 2 клеточки, значит, оценку снизим - не будет учить ничему, кроме понятий о мировой несправедливости.
Я, кстати, прекрасно помню, как сложно было освоить мышку - уже в университете, в 18 лет. Эти мелкие движения казались адским адом. И никакая «мелкая моторика», которую якобы тренируют четыре года беспощадного чистописания в младшей школе, не помогала. Освоение клавиатуры было тоже непростым квестом, но чуть раньше, я для этого к отцу на работу ходила - дома компьютера не было.
И вот внимание, вопрос: какие шансы, что современные дети будут во взрослой жизни реально писать ручкой по бумаге? Явно, никаких. Тогда ради чего нужно это беспощадное безотрывное письмо как основной предмет в младших классах? Зачем эти дурацкие «две клеточки вправо, две - влево?» Чтобы что? Про моторику и дисциплину не надо - машинописное письмо десятью пальцами намного сложнее в плане всех этих моторик и по-хорошему, обучать надо именно ему. И не на дополнительных занятиях, а на самом что ни на есть русском языке. Потому что сейчас русский язык выглядит так. И все клеточки вправо-влево - это к умению настроить редактор. Не на математике, на математике надо решать задачи, а не клеточки отступать. За мышку, кстати и прочие тачскрины я спокойна - дети этим владеют с младенчества, что, кстати, тоже говорит о прекрасной мелкой моторике.
В общем, школа как всегда отстаёт от реальных потребностей, причем уже даже не на одно поколение. В самом нежном возрасте, когда ребенок реально хочет учиться и это желание хорошо бы не перебить сложным и уже никому не нужным навыком. Ну научили полупечатным буквам и вперёд, у чему-нибудь действительно важному и интересному.