Про социальные навыки

Dec 23, 2021 22:08

А расскажите, каким социальным навыкам вы обучаете детей - специально, а не между делом?
Я много рассказываю дочке, как реагировать в неочевидных ситуациях. Сыновьям тоже рассказывала, но дочке такие социальные задачки даются намного тяжелее, так что с ней нужно именно проговаривать. Ситуации из совершенно разных областей, но всё же, для примера:

1. Если кто-то сильно расстроен: не расспрашивай и не давай советов, просто скажи/покажи, что ты рядом и готова поддержать и помочь, если понадобится. Если считаешь, что человек в опасности, не оставляй его одного и сообщи взрослым. Не доверяешь, например, учителю, позвони своим родителям и спроси совета.
2. Если тебе надо в туалет посреди урока, встань, скажи учителю: "Мне надо в туалет" и выходи. Не пустить тебя никто не имеет права. Если такая проблема возникла, обязательно расскажи родителям. Как ни странно, важный навык, у старших в первых классах бывали проблемы с учителями по этому поводу.
3. Еда - очень личная вещь. Никогда не ешь за компанию или потому что взрослый настаивает, если не голодна или еда не нравится. В том числе в школе, а до этого - в детском саду. И у бабушек. Возникли проблемы - расскажи родителям.
4.Умей распознать манипуляции (было много уроков с конкретными ситуациями из жизни). Когда понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, намного проще принять решение, что делать. "Хорошие/умные/воспитанные девочки всегда..." - грубая манипуляция. На неё проще всего ответить: "Я не хорошая/умная/воспитанная".
5. Никто не имеет права к тебе прикасаться без твоего разрешения. Даже врач, если рядом нет родителей и осмотр не согласован с ними. Если такое происходит, кричи, убегай и расскажи родителям.
6. Если уроки закончились, а няня никак не приходит и телефон дома или разрядился - попроси учительницу позвонить родителям. Нет учительницы - охранника на входе.
7. Когда ты дома одна (да, такое бывает), дверь никому не открывай и на звонки в домофон и в дверь не реагируй. И позвони родителям. Если кто-то из семьи потеряет ключи, он скажет об этом по телефону.
8. Выходишь из дома, не важно куда, с собой должны быть телефон, смарт-часы (хоть что-то, да не разрядится), социальная карта, ключи. Пытаюсь добавить в список зарядку для телефона, но она берёт её только в дальние поездки, как и пауэрбанк. С деньгами тоже не всегда получается: у неё есть карманные, но заначку на пожарный случай она не делает.
9. Если потерялась и телефона нет - обращайся к людям в форме: полицейский, охранник, дежурный, администратор, продавец в магазине. Выбирай тех, кто явно тут работает.
10. С незнакомыми взрослыми никуда не ходи, даже если они говорят, что от родителей. И сразу позвони родителям и подойди к знакомым взрослым, если дело происходит, например, в школе. Исключение - человек в форме, к которому ты сама обратилась (п.9).
11. Если тебя пытаются схватить, громко кричи и убегай. Не удалось убежать, кричи как можно громче, что не знаешь этого человека. Пытаются отобрать телефон или деньги - отдай.
12. В лифте поднимайся только со знакомыми. Всегда можно попросить тебя проводить консьержку.

Одна дочка пока никуда не ходит, дань нашей с мужем тревожности, но как пользоваться ОТ и основные маршруты: школа-дом, дом-кружки, она знает, так как много ездит в сопровождении. Переходить дорогу умеет. Сейчас осваивает яндекс-карты.

С сыновьями были похожие разговоры, плюс рассказы о наркотиках, алкоголе и курении (старший и средний приходили ко мне на работу и видели последствия этого вживую). Ещё старшие проходили курсы первой помощи и владеют СЛР и немного навыками оценки тяжести состояния. Но, в общем, основные социальные навыки получили не из разговоров, а методом "делай как я". Дочке же приходится многое объяснять и рассказывать.
Расскажите, чему учите детей вы?

про мир во всем мире, великолепные дети

Previous post Next post
Up