Обсуждала со школьниками водно-электролитные проблемы (с 9-ми) и липиды (с 10-ми).
Поняла, что начинать нужно не просто с простого, а с элементарного. А элементарное тут понятия растворимость, электролит-неэлектролит, гидрофильный-гидрофобный и онкотическое давление с осмосом. Физику они, конечно, проходили и даже химию, но связать это всё с реальной жизнью как-то не готовы.
В общем, целое занятие мы растворяли соль, сахар и спиртовой антисептик в воде и растительном масле, смешивали масло с водой и пропускали через водные растворы электрический ток: там, где он шёл, загоралась лампочка и было видно окисление + и выделение газа на - электродах.
А для демонстрации осмоса я замочила одинаковые по размеру кусочки баклажана в пресной воде и растворе соли. За пару дней кусочки стали различаться больше чем в два раза. Где взять полупроницаемую мембрану, я не придумала.
Девиз дня: мы с вами набор растворов, разделённых липидными мембранами. Фосфолипидными, если быть точными, но не суть.
Надеюсь, что базовые понятия хоть немного усвоены. Без них, увы, физиологию понять не возможно.