После сеульской давки прочитала
пост, хорошо разъясняющий поведение людей в толпе.
Сама я, как глубокий интроверт и мизантроп, терпеть не могу массовые мероприятия ни в каком виде. Если вспомнить демонстрации, то у них просто не было шанса сместиться в сторону неупорядоченной толпы. Тогда для нас, школьников и студентов, главное было побыстрее пройти мимо трибуны и разойтись по домам (в ноябре) или пойти гулять в парк (в мае).
Но лет так 10-15 назад, во время моего "активного христианства", меня очень интересовал вопрос: почему многие христиане так любят участвовать в крестных ходах? Ну вот возьмем самый популярный ход - на Пасху, когда вся толпа из храма выходит наружу, обходит его 3 раза и заходит обратно. Поначалу это было интересно, но постепенно я, как многие другие, просто перестала выходить - надоела давка в дверях и небезопасная для ног беготня в темноте. В остальных ходах я не участвовала никогда, хотя у нас в городе есть такой священник - любитель устраивать многокилометровый крестный ход в самую июльскую жару. Еще он никогда не пропускает ежегодный Великорецкий крестный ход вместе со всей своей семьей.
Я не могла понять, чем его так привлекает это мероприятие. Воспитанная полным собранием сочинений Игнатия Брянчанинова, я осторожно относилась ко всяким проявлениям эмоций и приучала себя к сдержанности. А он так любил рассказывать, как легко молиться в том огромном людском море - "едиными усты и единым сердцем", ему казалось, что именно молитва их всех объединяет и возносит "за пределы реальности", что они там делают реально важное для всех общее дело.
Мой скептицизм ему был непонятен (ты черствый сухарь), а я не могла объяснить понятными словами то, что так хорошо удалось объяснить автору поста: их, как и всякую другую толпу, объединяют те же эмоции, то самое "массовое возбуждение, которое позволяет человеку "вырываться за пределы реальности", и которое по своему эффекту сравнимо с наркотическим опьянением".