Начало:
1,
2 День 4
Последний завтрак в прекрасном циммере
Собираем манатки и по дороге домой едем выполнять культурно-историческую программу. Эта панорама Кинерета называется «Мицпор Бейт Цайда». Обычно отсюда видна снежная шапка Хермона, сегодня нет. Зато видны все хребты и долины севера, можно изучать, как на карте.
«Бейт Цайда» переводится как «Дом охоты» или в данном случае «Дом рыбной ловли», а в исторических документах это место известно как «Вифсаида» и упоминается во множестве различных источников. Например, в Евангелиях как родина апостолов Петра и Андрея. По версии Луки, вблизи Вифсаиды имело место чудо с хлебами и рыбами. По версии Марка, напротив, после совершения чуда апостолы поплыли в Вифсаиду, попали в шторм и наблюдали хождение по воде (инфа из
поста Буквоеда).
А где-то еще говорится, что Ирод Филипп назвал этот город не то Юлия, не то Юлиада в честь Юлии, дочери императора - и что сам Иосиф Флавий однажды сражался неподалёку от этой Юлиады с солдатами царя Агриппы. И тут происходит немножко путаница, ибо одна информация противоречит другой. Вплоть до того, что некоторые ученые считают, будто их было две: Вифсаида Юлия и Вифсаида Галилейская. А в английской Википедии приводится примерно равное количество аргументов на предмет
была одна Вифсаида или две. В общем, я совсем запуталась, интересующихся отсылаю к Буквоеду или к Татьяне, если она сюда заглянет.
Здесь на карте еще много всего обозначено.
Живу я тут. Ну и живи
А мы поехали дальше. Ярденит - место, где река Иордан вытекает из озера Кинерет, здесь производят символический обряд крещения. Почему символический? Потому что точное место крещения Иисуса Христа упоминается в Евангелии как Вифавара, и считается, что она находится вблизи Каср-Эль-Яхуд в 4 километрах от впадения реки Иордан в Мёртвое море. Однако Каср-Эль-Яхуд находится в пограничной зоне между Израилем и Иорданией, и доступ туда как-то не очень. В результате Министерство туризма Израиля решило создать запасную площадку для крещения желающих. Комплекс Ярденит был открыт в 1981 году, в 2011 открыли и Каср-Эль-Яхуд. Теперь вроде можно и там, и сям креститься? В общем, в этом посте у меня одни вопросы, и этот еще не последний.
Ярденит находится на земле, принадлежащей
киббуцу Кинерет, и управляется членами киббуца. Справедливости ради замечу, что помимо вопросов, в этом посте будут и ответы (правда, на другие вопросы). Запишу тут еще одно свое новое знание. Есть киббуц Кинерет и есть
мошава Кинерет, и это два разных поселения. А то проезжаю каждый раз мимо, и кажется, что в глазах двоится - вот теперь я наконец зафиксировала, почему.
Иордан.
Ярденит оказался тем самым временем и местом, где Татьяна наконец смогла рассказать нам про Пинхаса Рутенберга. Солнышко потому что, после трехдневного дождя. Танин рассказ мы слушали, разинув рты, а сейчас я его перескажу, как умею (не без помощи
Википедии, которая тоже читается, как триллер).
Пётр Моисеевич Рутенберг родился в городе Ромны. В молодости вступил в партию эсеров. Влюбился в христианку, и чтобы на ней жениться, был вынужден креститься. Окончив институт, начал работать младшим инженером на Путиловском заводе. 9 января 1905 года практически спас жизнь Георгию Гапону (в моем советском детстве известному как поп Гапон), впоследствии стал его ближайшим другом, а еще позже принимал участие в его казни. В своем завещании Рутенберг писал про убийство Гапона так: «Раз в жизни свихнулся. Перешёл границу, нам, маленьким людям, дозволенную. И никак потом оправиться не мог». Живя с 1907 по 1915 год в Италии, а потом в Америке, сосредотачивается на инженерной работе и осваивает гидротехнику. Разрабатывает детальный план ирригации и использования гидроэнергии Палестины. Претворение этого плана в жизнь становится его мечтой. Тогда же он впервые обращается к специфическим еврейским проблемам и приходит к выводу, что они могут быть решены только путём национальной организации еврейского народа. Возвращается к иудаизму, выполнив по собственной инициативе средневековый суровый обряд покаяния отступника (39 ударов плетью на пороге синагоги, шрамы у Рутенберга остались на всю жизнь, и он ими гордился). Вместе с Жаботинским и Трумпельдором работает над организацией «Еврейского легиона».
В дни октябрьской революции Рутенберг предлагал арестовать и казнить Ленина и Троцкого. Во время штурма Зимнего дворца 7 ноября 1917 года был в числе защитников резиденции Временного правительства. Он был арестован вместе с министрами последнего Временного правительства и шесть месяцев провёл в Петропавловской крепости. Освобожден по ходатайству М. Горького и А. Коллонтай. В 1921 году Рутенберг - командир «Хаганы» во время беспорядков в районе Тель-Авива. Его проект осушения болот и строительства каскада гидроэлектростанций в Верхней Галилее играл роль ключевого аргумента в переговорах 1920 года между Англией и Францией, в результате которых долина Верхнего Иордана (т. н. Галилейский выступ) была включена в состав подмандатной Палестины. В 1923 году, преодолев многочисленные препятствия, при поддержке министра колоний Уинстона Черчилля Рутенберг получает концессию на производство электроэнергии и создаёт Палестинскую Электрическую Компанию (нынешнюю «Хеврат Хашмаль»). Тогда же появилась первая электростанция, и электричество пришло сначала в Тель-Авив, а затем в Хайфу, Тверию и другие города. В 1930 году была построена гидроэлектростанция в Нахараим. В 1934 году он пытается преодолеть разногласия между Бен-Гурионом и Жаботинским. При посредничестве Рутенберга они пришли к соглашению, которое, однако, не было утверждено правлением Всемирной сионистской организации. Британские власти использовали Рутенберга для установления неформальных контактов с Муссолини: они были давними знакомыми. Ну, а самое удивительное Татьяна приберегла под конец: Рутенберг в своем завещании запретил называть его именем улицы и поселения. Вот какой человек.
Мы пересекли шоссе, тоже построенное по инициативе Рутенберга (а до того приходилось до Тверии плыть на лодке). Стройка совместила приятное с полезным: как раз тогда появилась 1-я алия, которую нужно было занять - и вот заняли, и в 1920 г. дорога была закончена. Перейдя на другую сторону, потопали вдоль озера на холм, вдоль которого проложено шоссе. Это и есть Тель Бейт Йерах. Длина его около 1.1 км, ширина от 150 метров в северной части до 400 в южной и высота до 15 метров. Огромный.
При раскопках холма было обнаружено 16 археологических слоёв, на минуточку. Я тут совершенно запуталась, но на меня вся эта история произвела такое впечатление, что хоть как-то попробую это изложить.
Большой город здесь существовал 1000 лет. До нашего времени дошел под названием Хирбет Керак или просто Керак (крепость), и только относительно недавно его идентифицировали с Тель Бейт Йерах. Возможно, Йерах показалось похожим на знакомое слово - да так и повелось. Город был окончательно покинут в VIII в. н. э., так что и начнем с самого недавнего.
На этом месте стоял дворец, и археологи долго считали его синагогой. А потом под полом нашли персидскую монетку VII-VIII века нашей эры и переписали дворец на персов.
Здесь была баня, примыкала к дворцовому комплексу
В эллинистический период (3 в. до н.э. - 1 в.н.э.) город назывался Филотерия и правили им Птолемеи (ну, те, которые с Селевкидами на слонах, нельзя же без слонов). Этот город упомянут во "Всеобщей истории" Полибия при описании похода Антиоха III в минус 218-м году: "Филотерия расположена у самого озера, в которое изливается река, именуемая Иорданом; отсюда она снова выходит и орошает равнины подле города, называемого Скифополем" (Скифополь, как известно, - Бейт Шеан).
Совсем рядом располагался город Al-Sinnabra, тоже населенный с эллинистического (тогда он назывался Sennabris) по ранне-исламский период. Интересно, что оба названия (Бейт Йерах и Синнабра), скорее всего, связаны с луной (и Бейт Шеан тоже).
Ну вот, а теперь скакнем на несколько тысячелетий назад. Я нашла офигительный пост Буквоеда, где он описывает все-все-все - все версии, что когда и какой археолог нашел, как менялись версии и т.д. Цитирую. (...) Легендарный Уильям Олбрайт объявил Тель Бейт Йерах "возможно, наиболее впечатляющим сайтом бронзового века в Палестине" и обнаружил новый тип керамической посуды, чёрной снаружи и красной изнутри. (...) Выяснилось, что в раннюю бронзу 1 (вторая половина четвёртого тысячелетия до н.э.) в северной части "нашего" холма появилась деревня; постепенно она распространилась на весь холм, примерно 30 гектаров. В раннюю бронзу 2, начавшуюся чуть раньше рубежа тысячелетий, в Леванте грянула урбанистическая революция; место деревни занял город - с достаточно плотной застройкой и сеткой улиц. Имя города неизвестно, но некоторые осторожно предполагают, что талмудический топоним Бейт Йерах восходит к древней традиции (даже если раннебронзовый город и не назывался в точности так, возможно он был как-то связан с богом Луны; интересно, что и с Синаброй дело может обстоять аналогично). По крайней мере с юга и юго-запада город был защищён стеной с башнями. Отдельные находки свидетельствуют о торговых связях с Египтом. В процессе перехода к ранней бронзе 3 город перенёс некоторый упадок, но вскоре пришёл в себя. К этому периоду относят несколько общественных зданий, в том числе нижесфотографированное вероятное зернохранилище. Прерывая Буквоеда: это зернохранилище ("здание с кругами") у нас тоже сфотографировалось
Продолжаю цитировать: Некоторые из жилых домов стали побольше и побогаче (...). Похоже, что население пополнила группа иммигрантов (предположительно из Анатолии или даже с Кавказа), и в частности завезла обнаруженную Олбрайтом двухцветную керамику. В конце ранней бронзы (около 2400 до н.э.) объект снова захирел и постепенно был оставлен населением. В среднюю бронзу (примерно 1800 до н.э.) на юге холма короткое время существовало небольшое поселение. Снова объект был заселён гомосапиенсами намного позже, с персидского по раннеисламский периоды (-500 до +800). К средним векам холм снова опустел.
Но это еще не все! В засушливый 1989-й год на обнажившемся дне озера около северной оконечности холма обнаружилось поселение 23000-летней (не опечатка) давности, условно обозначенное Охало II; и специалисты по эпипалеолиту, наверное, не возражали бы, чтобы засухи повторялись почаще. Татьяна наша, правда, говорила, что это на минуточку может быть 29000. Ну, меня что 23, что 29 тыщ впечатляет одинаково. Для сравнения - египетские пирамиды были построены в 25 веке до н.э. Еще Т. говорила: из открытий этого сайта получается, что человек начал осваивать земледелие на 10 тыс лет раньше, чем думали. Тут я наверняка что-то напутала - а вы поправьте, кто знает.
Мы же идем дальше, на знаменитое кладбище Кинерет. Проходим пирамидку, поставленную здесь в 1909 году в память Теодора Герцля (он, как известно, похоронен в Иерусалиме, и там гора называется его именем).
Кладбище Кинерет - один из символов еврейского поселения, здесь похоронены многие пионеры сионистского движения, знаменитые деятели литературы и искусства
Берл Кацнельсон здесь не просто так: он был не только видным деятелем сионистского движения, но и одним из основателей "квуцы". И представьте себе, "Охало" (которое древнее поселение и чуть ли не исторический период) - оказывается, не что иное как "оэль шело" ("его палатка"): палатка Берла Кацнельсона, которая стояла здесь в период основания "квуцы". На фотке выше (там, где группа бодро топает на сайт) видно здание, это бывший культурный центр, затем колледж, а ныне гостиница (Танька говорит, очень даже неплохая), и она тоже называется Охало.
Наоми Шемер
И конечно же,
Рахель. Она столько писала о севере Израиля и об озере Кинерет, что где ж ей лежать, как не здесь. И жила она здесь тоже. В этой связи - очередное открытие, почерпнутое из Буквоеда. В песне "Кинерет" (שם הרי גולן) то, что мы думали "керах" (лед), оказалось "Керак"! И действительно, откуда бы взяться льду на озере Кинерет?
Идем обратно к парковке на Ярденит, проходим гидрологический пост (будочка на ножках у воды)
И домой. А по дороге заезжаем на Минхат Мегидо полюбоваться цветением анемонов (маленькие машинки вдали указывают место).
Мы привыкли к красным анемонам (похожим на маки, их часто путают). Специфика этого места - анемоны какие угодно, но не красные. Даже не хватает их здесь. Вот один затесался и украшает
Поля огорожены веревками, люди ходят по тропинкам и фотографируют красоту
Красное и сиреневое
Как-то так
Внезапная встреча на тропе. Ба, знакомые все лица!
Ну а потом мы приехали домой, и к нам еще приехали гости, погуляли по полной.
В заключение хочу традиционно поблагодарить нашу Татьяну за ее увлекательные экскурсии. И еще (нетрадиционно) хозяев циммера Иосифу, Баруха и дочку их Мерав (с которой я и вела переговоры) за чудесный циммер. Назывался он
חדרי גולן и все в нем было хорошо. Мандарины росли, горячая вода лилась, кондиционеры работали, посуды было завались по всем комнатам, и даже комнаты заранее прогревали (правда-правда, в первый день Мерав позвонила нам по пути в циммер, спросила далеко ли мы, она хочет включить отопление заранее, чтоб мы не замерзли).
Нам сложно находить циммер на большое количество народу, на семью-две искать намного проще и выбор, небось, громадный. Но на нашей памяти этот - один из лучших.
А еще на кухне мы нашли такие милые сахарочки и собрали из них коллекцию израильских отцов-основателей, поэтов и прочих уважаемых людей. И вот там, среди пакетиков, нашелся-таки Пинхас Рутенберг! Потому что именно сахарочки украшать своим портретом он запретить не догадался.