Давненько я не брал в руки шашек

Feb 20, 2007 08:25

Небезызвестный Джеф, зная, как я люблю независимое американское кино в лице Джармуша, решил меня ознакомить с другими его авторами: переписал мне для этой цели «Sex, lies, and videotape» и строго велел смотреть. Ну и я тоже гляжу: пять звезд, название на слуху - дай, думаю, ознакомимся с кином. Ознакомиться ознакомились - но чего тут хорошего, чего особенного, чего независимого - так и не поняли, разве что малобюджетность. Полезла в тырнет понимать, чем этот фильм такой выдающийся. Сначала нашла вот эту смешную рецензию. Там критег (из тех, что все-таки зря кушают свой хлеб) долго рассуждает на все волнующие его темы, кроме собственно фильма, а потом внезапно вспоминает про фильм и хвалит «изящную иронию режиссера по отношению к происходящему». Вот уж чего не заметила - так это иронию! По-моему, режиссер банально, безнадежно и патетически серьезен - точно так же как его кросавчеги герои. Зато дальнейший поиск нашел искрометную рецензию некоего Дяди Жоры на другой фильм Содерберга («Шизополис»), и те несколько слов, что Дядя Жора говорит по поводу режиссера (вернее, одной из его ипостасей) вполне совпадают с моими впечатлениями: Это минималистичные по форме и провокационные по содержанию мелодрамы, держащиеся прежде всего на сексуальных откровенностях, визуальных или вербальных, а также на суровой игре актеров. [...] Ни один из этих фильмов мне лично не нравится, включая скандальный дебют. Вообще, очень сложно после фильма «Монстр» понять, что же такого скандального было в «Секс, ложь и видео», который сегодня сморится как мультфильм про Бэмби. Да, наверное, Содерберг был первым, кто догадался набрать молодых, красивых, подающих большие надежды актеров и заставить их разыгрывать из себя шайку опасных извращенцев. Но оценить это новаторство по достоинству спустя двадцать лет после премьеры очень сложно. Браво, дядя Жора! хорошо сказано.

Так что к Джефовым рекомендациям мы теперь стали относиться осторожно - и посмотревши в приятной компании пять минут из фильма "На обочине", забоялись голливудщины и выключили. И тут я вспомнила, что мне рекомедовали немецкий фильм «Босиком по мостовой», а все последние немецкие фильмы у меня смотрелись с большой приятностью и интересом. По сравнению с «Обочиной» первые пять минут немецкого фильма прошли на ура, а потом оказалось, что немцы теперь такой хороший плохой голливуд умеют снимать, что американцам и не снилось. Мы-то хихикали, потому что компания была приятная, а менять фильм еще раз было в лом - но кино ужасное, один из зрителей заявил, что даже Борат лучше. И вот теперь немецкое кино упало ниже пола, надо срочно восстанавливать его репутацию, а также тщательнЕе выбирать будущих кандидатов на просмотр, но тут встает вечный вопрос: как - и нет на него ответа.

Израильское же кино, напротив, порадовало, в отличие от прошлого раза. Фильм "Ha-Asonot Shel Nina" («Нинины трагедии») - серия трагикомических зарисовок из израильской жизни, где любовь и смерть в одном флаконе, и ни грамма левой политики - смотрелся с большим интересом и тронул меня за душу. Но может, тронул только оттого, что я здесь живу, а не-израильтян не тронет, не знаю.

Посмотрели еще «Ребенка Розмари», но это уж только мы вдвоем, потому что все остальные естественным образом его уже видели. Это, если кто-то все же не знает, фильм Романа Полански про Ацкого Сотону. По ходу дела нам, конечно, было очень интересно: 1) зачем снимать фильмы про Ацкого Сотону 2) зачем их смотреть 3) чем же дело кончится. Поскольку в конце фильма обнаружилась мысль, часть вопросов отпала.

"Big Fish" - первый просмотренный нами фильм Тима Бертона - оказался доброй голливудской сказочкой, а я добрые сказочки не люблю, потому и фильм скорее не понравился. Впрочем, злые сказочки я тоже не люблю - так что плохо у меня вообще со сказочками, и это проблема. Но какой же он офигительно красивый, этот фильм: сидишь на диване и наслаждаешься картинками, будто по картинной галерее ходишь. Так что сказочка сказочкой - а я думаю, что надолго запомнится. И скажите мне, пожалуйста, знатоки кино: характерен ли этот фильм для Бертона, или есть у него другие, не похожие на этот, и стоит мне пытаться его смотреть еще?

"Фавориты луны" Иоселиани - блеск, а не кино! Что там происходит? ни черта не понятно (кроме истории сервиза, картины и памятника) - но ведь блеск! Положим, эта авангардная абстрактно-сюрреалистская комедия не есть мой идеал жанра, я все же люблю, когда фильм душевный и пища для размышлений, а здесь одна голая эстетика. Но в такой концентрации эстетика, и с таким драйвом, что принимаю всею душою и сердцем. Стыдно признаться, но последний виденный мной Иоселиани был еще грузинского периода, и общего меж тем и этим - ноль. Теперь хочу и буду смотреть Иоселиани французского и пересматривать грузинского, особенно «Жил певчий дрозд», заявки для совместного просмотра принимаются. А вот кстати (или некстати), где-то пару месяцев назад попалось мне на глаза интервью с Иоселиани. И буквально в тот же день - интервью с Жванецким. И я их прочла как-то вместе и невольно сравнила. Где человек (и то под знаком вопроса), а где Человек. (Ну нет, нет, не виноват Жванецкий, что попался мне в один день с Иоселиани - но мой журнал, кого хочу, того и сравниваю!)

И наконец, «Настройщик» Киры Муратовой очень, очень порадовал, а то мы раньше пытались смотреть ее "Три истории" и как поняли, что чернуха - так и вырубили. А этот смотрелся на одном дыхании, даже не заметили как два с половиной часа пролетели, и к тому же оставил исключительно приятное послевкусие и послемыслие. Вот вам две рецензии из «другого кино». Первая рецензия странная: мне всегда казалось, что «внутри собаки пустота» - это совсем из другой оперы, и фильм "Настройщик" тут ни при чем. Зато вторая (автор -Дмитрий Десятерик) мне очень понравилась. И вот его же интервью с Кирой Муратовой: я думала, что оно будет интересно только ее фанатам - но и я тоже прочла с большим удовольствием. Однако из рецензии я поняла, что полюбить Муратову мне все равно не удастся, ибо "Настройщик" очень сильно отличается от других ее фильмов современного периода. Жаль.

И напоследок (ни к селу ни к городу, но сегодня все ни к селу ни к городу): хотя я Пастернака не читал ничего из нижеперечисленного не видела, но очень мне понравилась, как выразился писатель Слаповский по поводу награждения победителей конкурса "Золотой орел".

Ну и все на сегодня, и так расписалась не в меру.

кино

Previous post Next post
Up