«Ночной поезд до Лиссабона» («Night Train to Lisbon»). Никак не могла сформулировать, почему всем нравится этот фильм, а мне как-то так. Смотрела ж с удовольствием, оторваться не могла. О, нашла! Немного длинно, но все по делу. В четверг эклектичная программа берлинского конкурса подарила нам поездку на "Ночном поезде в Лиссабон" на полвека назад - во времена, когда в Португалии диктаторствовал Салазар, а в кино - жестокие мелодрамы на социально важном материале. [Spoiler (click to open)]В этих мелодрамах события развивались быстро и сцеплены были расследованием, которое неизвестно почему предпринимал человек из современности: случайно находил некий документ, отправлялся по его следам и открывал нам крутую сцепку человеческих судеб на фоне исторических катаклизмов. И вот одинокий профессор на мосту в Берне спасает от самоубийства девушку, приводит ее к себе на лекцию, но она необъяснимо исчезает, оставив плащ, книжку поэта и врача Амадео де Прадо, а также билет на поезд, отходящий в Лиссабон. Почему профессор готов на этом основании все бросить и, сломав все планы, отправиться в далекий Лиссабон, спрашивать не надо - это такой условный ход-сцепка, какие были в ходу полвека назад. Почему в Лиссабоне ему попадаются только нужные для расследования люди - тоже понятно: для простоты изложения. С самого начала ясно также, что в финале убежденный одиночка найдет свое счастье - такие были в том кино правила игры. А портрет Амадео в книжке не оставляет сомнений в том, что нас ждет история роковой любви. Но клубок событий времен Сопротивления в этом "Поезде" завязывается такой, что сделает честь Хичкоку. Добавлю недоуменное: ну и как можно было пренебречь таким вот лапочкой Амадеу? В Саламанку какую-то поехала, к каким-то непонятным друзьям. Тут уж не полувековой , а самой что ни есть полуторавековой давности тургеневская девушка. Кстати, большинство зрителей считают, что Амадеу до Праду (врач, писатель и красавчик) - реальная историческая личность. А он как раз нет, всего лишь персонаж - но видать, очень убедительный. При всем при этом нельзя отрицать достоинства фильма: много милого моему сердцу Лиссабона, исторически познавательно, смотрится на едином дыхании. Так что где-то и грех жаловаться, не все ж тебе артхаус.
«Третья звезда» («Third Star»). На сайтах 90% восторженных отзывов, а остальные жалуются, что скучно. Мне скучно не было - но показалось плоским и предсказуемым то, что по идее должно быть глубоким (все же не массовый фильм). Вроде должно выжать слезу - а не выжимает, несмотря на Беничку.
«Джульетта» («Julieta»). Фильм снят по циклу из трех рассказов Элис Манро из сборника «Беглянка». Альмодовар перенес место действия из Канады в Испанию (так что правильней бы «Хулиета») и добавил кой-чего своего. В отличие от предполагаемого зрителя, я читала оригинал. Поэтому жанр триллера прошел мимо меня (а жаль!), и кроме того, я невольно сравнивала экранизацию с источником. Такое впечатление, что Альмодовар расставил точки над «i», которых не предполагалось в оригинале - за счет многоточий, которых практически (по сравнению с оригиналом) не осталось. В результате совершенно жуткая и мистическая история трансформировалась в более или менее логичный сюжет. Не было у Манро пустых открыток и день-рожденных тортов, не было подсказок со стороны других персонажей, ни тем более дающего надежду финала - одно только неизбывное чувство вины героини, без вины виноватой. Мне, честно говоря, с альмодоваровской версией даже как-то и удобнее жить - но чары оригинала пропали. Злые чары - но все ж на дороге не валяются. В общем же, фильм мне понравился. Ведь что нам давали в последнее время? « Разомкнутые объятия» - ужас-ужас, « Кожа, в которой я живу» - не ужас-ужас, но на грани. «Любовники пассажиров» - я не смотрела, но говорят, что снова ужас-ужас. «Джульетта» по сравнению со всем этим - очень достойная картина, да и не только по сравнению. Может, это вектор по направлению к следующему шедевру, которых у маэстро было и, надеюсь, еще будет.
«Снежный пирог» («Snow Cake»). Вот это чудный фильм! Спасибо огромное z_u за рекомендацию. Есть тут это все: и волшебство, и непредсказуемость, и недосказанность, и несладкая доброта. Не говоря о трех великолепных актерах (Алан Рикман, Сигурни Уивер и Кэрри-Энн Мосс). Особенно удивительна Сигурни Уивер в роли аутистки - похоже, студентам-медикам можно демонстрировать в качестве наглядного пособия (наряду с « Человеком дождя»). Вычитала вот что: готовясь к роли, Сигурни тщательно изучала сюжет, много общалась с аутистами. А Рикман, напротив, ничего по теме не читал, чтоб его персонаж получил натуральный шок при встрече с Линдой. Опять же (как и в «Лиссабоне»), станиславское неверю женщине Мэгги, пославшей лапочку Рикмана, остальное все отлично. Режиссер Марк Эванс - он снял что-нибудь еще? Если столь же хорошо - я бы посмотрела.