Шесть пишем, три в уме

Jul 17, 2010 12:23

На вопрос хороший ли фильм «Концерт» («Le Concert») я всякий раз затрудяюсь ответить. Не могу сказать «да» (многовато клюквы) и не могу - «нет»: струны какие-то чувствительные он все же задел. Очень правильно сформулировала postumia. Мол, пойми, сноб ты или не сноб в зависимости от того, понравился ли тебе «Концерт». Тест показал, что Левка сноб, а я наполовину. Да нет, чего там говорить: есть в картине душа, и есть трепет, и есть живая искра - да и вообще, если режиссер сумел внушить мне идею переслушать Чайковского, то он молодец и мастер своего дела. Действие начинается в России и создает обманчивое впечатление, что все будет понятно. Однако где-то с середины р-раз - и все шпрехают по-французски без титров. Так что перед тем как смотреть, убедитесь, что в вашей версии есть перевод второй части. Мы уж досмотрели как было, но страдали оттого, что не понимали до конца.

Надо этот пост посвятить Постумии, потому что «Лиссабонскую историю» («Lisbon Story») рекомендовала тоже она. Опасаясь вообще-то Вендерса после не так давно пересмотренного «Неба над Берлином», рекомендованную историю мы все же посмотрели. И если многое роднит эти два фильма (город как главный герой картины, мистический подтекст, неторопливая тягучая загадочность и отсутствие сюжета), то этот мне понравился не в пример больше - несмотря на то, что олмуви дает пять звезд Берлину и только две - Лиссабону. Почему так? Может, потому что здесь обошлось без р-романтики и розовых соплей. А может потому, что город Лиссабон я как полюбила три года назад, вместе со всей остальной Португалией, так и люблю до сих пор. А может из-за божественной музыки «Мадредеуша», без которой и фильма бы, собственно, не было. Но если правда, что именно Вендерс раскрутил этот замечательный ансамбль, то только за это ему честь и хвала.

«Это Англия» («This Is England») - полуавтобиографический фильм режиссера Шейна Медоуза, рассказывающий о жизни панков и возникновении движения скинхедов в Англии начала 80-х, эпохе правления Тэтчер и падения империи. С самого начала понятно, что фильм хороший, но неясно, на что мне сдались эти скинхеды. Однако к середине оно таки тебя захватывает и становится интересно. Оказывается, вначале движение скинхедов вовсе не ассоциировалась с расизмом. Они вполне невинно тусовались во дворах, пили пиво, брили головы, одевались в предписанные прикиды, а если крушили дома, то заброшенные. Лишь позже их взял в оборот открыто расистский "Национальный фронт" - и собственно, об этом кино. Короче, интересно с исторической точки зрения, и очень украшает картину чудная музыка того времени (Toots & the Maytals, Specials, U.K. Subs). Левка признал художественные достоинства фильма, но категорически не одобрил тайминга. С 1983 по 2006 много воды утекло, расисты нынче не в моде, а их бывшие жертвы, несчастные и безобидные, давно перестали быть таковыми. Так что реанимация данной тематики наводит на мысль о либерально-политкорректном книксене, а это и мне портит впечатление о картине.

Целых три российских фильма - так почти не бывает в нашем маленьком кинотеатре. Могла бы посвятить пост российскому кино, если б не посвятила уже Постумии. «Постельные сцены» Кирилла Серебряникова: кто мне велел его смотреть, невзирая на название? ему спасибо. Я и вообще люблю эпизодные фильмы (ensemble film - как это будет по-русски?) - а тут явно не худший экземпляр, даже по сравнению с Олтменом, Иньяритту и компанией. По крайней мере, по части искусного зацепления новелл друг за дружку и элегантного финала. Что не понравилось - это общий чернушный настрой и соответствующий осадок. Вот, кстати, хорошая рецензия: про фильм и его автора. Все говорят, что обязательно надо посмотреть «Изображая жертву», но как затащить Левку смотреть российское кино, непонятно. (Если это не Рената Литвинова и не «Квартет И» - в этих случаях затаскивается.)

Вот, к примеру, «Жестокость» вовсе не собирались смотреть, а Ренату увидели - и пиши пропало. Впрочем, Рената на экране - все же некая гарантия качества. Хотя об этой картине критики не отзываются хорошо. «А ведь все могло быть иначе, если бы сценаристы и режиссер захотели не заклеймить безмозглых похотливых мужиков, а рассказать о женщинах, которые, утратив любовь, находят в себе силы жить в мире без иллюзий.» Но у критиков порой странный взгляд на вещи. По-моему, этот фильм (такой своеобразный гибрид «Плюмбума» и «Тельмы и Луизы») - совсем не о том, а... ну, в общем, о жестокости.

Я вот тут подумала, что 90% виденных мною российских фильмов чем-то и как-то неуловимо похожи друг на друга. Ей-богу, их мог бы снять один-единственный режиссер, если б в сутках было больше 24 часов. Всех, кого определю в 10% оставшихся - сходу не вспомню, но первыми там точно будет «Квартет И». Мы «День выборов» смотрели 3 раза, а одна наша подруга - 10 (десять). Так вот она предупреждала, что «О чем говорят мужчины» - совсем не то и гораздо хуже. Мы потом с ней проделали работу над ошибками и пришли к выводу, что кино надо смотреть после пары рюмочек и в компании друзей с чувством юмора. Кино отличное! живое, тонкое, остроумное, даже глубокое местами - через все его хихоньки-хаханьки. Это ведь надо уметь - так мастерски пройти по краю, ни на минуту не свалившись в пошлость (тема-то зовет). Мне страшно стыдно, но из всего пересмотренного артхауза-шмартхауза наибольшее удовольствие я получила от этой - практически божественной - комедии.

Раз стыдно - пора закругляться: об остальном шмартхаузе (еще три) напишу в следующий раз.

кино

Previous post Next post
Up