Чтиво-3

Nov 03, 2004 18:23

Эх, давненько я не брал в руки шашек - все американский отчет писал. Отчет уже скоро будет, между прочим. Подруга Лида, у которой мы гостили в Сиэттле, сказала, что не надо бояться длинных перелетов (а таковых хватало, и я боялась), потому что во время них можно читать или медитировать. Медитировать я не умею, а читать - пожалуйста. Вот и отчет.

Еще до поездки прочла «Шошу» Башевиса-Зингера. Несмотря на большое недоумение, сопровождавшее меня всю дорогу (как так человек - какой бы он ни был - мог на этой Шоше жениться), мне понравилось. Не так нравилось читать, как понравился весь роман, когда дочитала до конца. Потом, правда, неизвестно зачем начала читать рассказы Зингера - наверное, потому, что были в том же сборнике. Прочла три - захотелось удавиться, после четвертого бросила. Сами читайте такие рассказы, я лучше немного подожду - и какой-нибудь романчик его же, Зингера. Рекомендуйте, кто может!

«Синдикат» прочла, о котором так долго говорили большевики. Ну, это ужас. Бывшая любимая писательница совсем исписалась - зато наконец признание получила, чем явно гордится. Но времени, затраченного на чтение, мне не жалко. Хоть и не литература, и не смешно, и авторская самовлюбленность прет отовсюду - но интересно же с фактологической точки зрения! И требует определенного гражданского мужества. Возьмите хотя бы ее рассуждения про то, давать ли визу в Израиль старикам, дети которых намыливаются в Канаду или Штаты...

Прочла «Шоколад на крутом кипятке» Лауры Эскивель, рекомендованный мне в одном из прошлых чтивных постов. Хорошая вещь, между прочим. Заставляет вспомнить «100 лет одиночества». Но больше эту писательницу почему-то читать не тянет. Вот бывает же так: хорошая литература, а не мое.

В мирное время я читаю последнее, что сваливается на голову. Но когда готовлюсь к многочасовым перелетам, вспоминаю о тех бедные книгах, что годами пылятся на наших книжных полках. На сей раз с полки были сняты Ромен Гари «Корни неба» и «Русский роман» Меира Шалева (русский-то русский, да на иврите) и взяты с собой в самолет, поскольку от нечего делать прочтется все. С Гари у меня какие-то странные отношения. Мне безумно понравилась «Жизнь впереди», и просто понравилось «Обещание на рассвете». А вот потом - затык. «Свет женщины» пыталась полюбить - ну никак. А вокруг ведь все в восторге от Гари, причем в формулировке «У Гари хорошо все» - ни больше, ни меньше.

Ну вот я и прочла «Корни неба», ругаясь страшно. Сначала шли один за другим какие-то вялые мужские персонажи-рассказчики, похожие друг на друга как две капли воды и выражающиеся одним и тем же книжно-цветистым языком, так что никогда не поймешь, кто и о ком вот сейчас так долго и нудно рассказывает. Белокурая нервно закуривающая девица, в которую дружно влюблены все вышеописанные мужики (а может быть, это и логично, раз уж они так похожи друг на друга). Впрочем, главный персонаж хорош, а особенно - та часть романа, где про свободу Африки. Под конец оно вроде раздухарилось, интрига появилась, мысли интересные политико-экологические, а похожие друг на друга мужики почти совсем из сюжета испарились - и концовка ничего так себе придумалась. Не пустая книга, нет - но присудить за такое - э-э-э - несовершенное - произведение эту их Гонкуровскую премию - стыдоба. А кто меня бить захочет за Гари - милости просим! Или посоветовать еще какую его книгу, чтоб мне понравилась. Если мне понравилась «Жизнь впереди»...

Прочла очередного Кундеру: «Книга смеха и забвения». Очень я люблю читать этого автора: и весь образ мысли, и конкретные рассуждения (нестандартные, как на подбор) симпатичны мне необыкновенно, и неизменно вызывают резонанс. В душе? Нет, пожалуй, в голове. Но зато у меня резонанс в голове вызывает резонанс в душе: так и живем... Замечателен рассказ про маму, а который про ангелов - так вообще приближается к литературе с большой буквы Л. А было бы там поменьше голых сисек и прочих органов - вообще бы стала расхваливать на все лады и насильно впихивать друзьям. А так - не буду. Почему-то голые сиськи явно волнуют автора сильно больше, чем меня.

Следующим номером нашей программы оказался такой странный сборник, где под одним переплетом - романы Аркана Карива и Юрия Карабчиевского: отец и сын. То есть наоборот: сын и отец. Но я-то с отца начала: во-первых, уважение к старшим. Во-вторых, вспомнила, как сто лет назад его «Маяковским» зачитывалась в самиздате. В-третьих, Л. прочел первым обе книги и сказал, что Карабчиевский гораздо лучше. И правда, «Жизнь Александра Зильбера» Карабчиевского -
хорошая книга. Спервоначалу оно так забавно еще в некоторых местах перекликалось с Кундерой: только у Кундеры эти места общи, схематичны и абстрактны, а здесь разжевано до психологических подробностей. А концовка вообще неожиданно хороша.

После этого израильский Зильбер Аркана Карива воспринимался гораздо хуже, в смысле литературого качества. Хотя читался с огромным удовольствием. Вспомнился Рубинский «Синдикат», потому как жанр примерно тот же - сборник баек из такого-то периода жизни такого-то/такой-то. В таком сопоставлении Карив еще сильно выигрывал. Во-первых, ему неоткуда было падать вниз, во-вторых - занудства и повторов ни на грош, в третьих - страшно информативно. У нас на работе ребята хоть и ходят в милуим, но столь талантливо и в таких подробностях не рассказывают. Концовка тоже, впрочем, не без странностей: к бедуинам, говорите, ну-ну… Простим его с учетом того, что написано произведение в 1998 году…

Русский же роман продвигается потихоньку: скоро лишь сказка сказывается.

А вы, френды дорогие, чего такого хорошего прочли за последнее время?

книги

Previous post Next post
Up