А вот еще один сериал. Вроде бы тоже израильский, а на самом деле нет. Полуторный. Этот, в отличие от
Шести нулей - с титрами, да и говорят тут наполовину по-русски. Смотрели его всем русско-израильским кагалом, до войны (это важно). На первых сериях все только и делали, что ругались. Однако чем дальше, тем все большему числу знакомых сериал начинал нравиться, а некоторые прямо запали на него. Так что посмотреть было любопытно - даже чтоб только людей понять - кто за, кто против. И нет, нам с Л. не нравилось. Актерские работы были прекрасны (Сюзанна Папян - вообще чудо, многие ей прочат блестящее будущее) и образы-типажи здорово схвачены. Но все вместе напоминало любительский спектакль - далеко не тот уровень, к какому мы привыкли в современном израильском кино.
Вопросы к сценарию:
1. Зачем откапывать стюардессу репатриантских травм?
2. Если уж откопали, то покажите уже ее в антураже своего времени, а не через экран смартфона. Не так уж и сложно в нынешнем Израиле с высокой точностью воспроизвести 90-е во всей их красе.
3. Ах, вам понадобились смартфоны и движуха соцсетей? Ну вот не впрягаются эти конь и лань в одну телегу: либо мы в том времени, либо в этом. А если все-таки впрячь - получим то, что получили: ряд невозможных объектов.
Например, «ацмаи поневоле», не подозревающий о своей «самозанятости». Бодрый ветеран сражения на Курской дуге, выглядящий на 75 (а лет ему должно быть 101). Школьная учительница с 20-летним стажем, еле-еле лепечущая на иврите. Университетский преподаватель, уволенный за то, что изображал русский акцент на лекции. Извините, но на фоне такой ерунды я уже не смогу воспринимать этот фильм всерьез.
Многим, между прочим, мешало совсем другое: эксплуатация неприятных стереотипов, типа бабушки в салоне и вообще русских, не желающих вливаться в израильское общество. Не понимаю, неужели кому-то хочется, чтобы еще одно поколение в Израиле росло, показывая пальцем на "русим"? А мне это как раз не мешало. Ну стереотипы, ну русим, ну марокаим. Почему за 33 года никто не пытался меня задвинуть, притеснять и показывать пальцем? Повезло, наверное. А если кто не так смотрел (вот, кстати, вспомнила, была одна секретарша) - так я сто лет как про то забыла, рукой махнула и с бедными ущемленными русим себя не ассоциирую.
Мне
возражают: В «Совецка» нет проблем со временем или со стереотипами. Не нужно воспринимать его совсем буквально, мол, почему людей, застывших в девяностых вдруг показывают в 2023. "Совецка" - это внутренний мир в травме. Застывший, примерно как застывает ребенок, когда лишается родителя или привычной среды. Или как эмигрант в моменте тяжелой травмы от того, что его не поняли, не приняли таким, какой он есть в новом и чужом мире. Этот застывший момент, этот застывший внутренний ребенок живет как неразрешенная травма внутри выросших и изменившихся людей. Он там есть, глубоко внутри. Никто не хочет расковыривать этот кокон, но он там.
«Совецка» не об одной семье, она о коллективной травме, которую все вы описывали и описываете в кухонных разговорах, в курилке, с того возраста, в котором вы приехали и столкнулись с непринятием, с поиском себя в эмиграции....или родившись у родителей эмигрантов.
И вот еще два мнения тех, кому сериал понравился, они позабавили меня своей полярностью:
С одной стороны. Это не ваша жизнь.Это жизнь придуманной семьи, основанная на биографиях создательницы и режиссерки (орфография не моя). И еще каких-то людей из их круга. Или услышанных в очереди в Битуах-Леуми историй, правдоподобных и не очень. А то, что это похоже на вас или совершенно не похоже на вас - это уже только от вас самих зависит. Если у вас получится абстрагироваться от этого - скорее всего вам понравится сериал. Если нет - возможно, что нет.
И
с другой стороны: Этот сериал не про одну конкретную семью неудачников из города на периферии. Согласны мы или не согласны, он о нас всех. Успешных и состоявшихся, но прячущих в уголках памяти бывшие маленькие травмы. Не наши собственные? Так наших родителей. Наших детей - привезенных 7-летними, 10-летними, 15-летними. А если у нас с вами ничего подобного не было, то давайте малость оторвемся от нашего позерства, от нашей сегодняшней успешности и не будем отрицать и обесценивать проблемы и травмы других людей.
Не надо считать даты, не надо высчитывать здесь годы, не надо копать, где здесь временной gap. Это не документальное кино. Это глубоко ментальный фильм, весь на эмоциях и ощущениях. Он заставляет думать и рефлексировать. И блaгодаря уже одному этому он хорош.
Мой пост получится не столько про фильм, сколько про психологию. Скажу, что обо всем об этом думаю - про трамвы и про обесценивание.
Этих понятий не было в моем детстве - и вроде бы считается, что это плохо. А я думаю, что хорошо. Вот сейчас я, к примеру, вспомнила про свои. Ну, были. Ну перешагнули мы через них, проехали. Зачем расковыривать травмы, не здоровее ли забыть о них и не вспоминать? Вот сейчас, когда жизнь наглядно нам показала, что такое настоящие травмы по сравнению с надуманными, я прикидываю: мог бы такой фильм появиться после 7 октября? Думаю, что нет. Есть неизлечимые болезни, есть теракты, есть внезапные смерти - а вы на какой-то фигне зациклились, не так на вас посмотрели двадцать лет назад. Встаньте, отряхнитесь, откройте глаза, идите дальше.
Теперь про обесценивание. Когда я вижу человека страдающего, мне хочется утешить его, успокоить, заставить взглянуть на его проблему в масштабе других событий. Знаете почему? Потому что человеку свойственно поступать так, как он бы хотел, чтоб поступали по отношению к нему. Если меня будут утешать в стиле "ах как ты страдаешь бедняжка, как тебе не повезло, как мне тебя жалко" - мне сделают только хуже, и сильно хуже, и возможно, непоправимо хуже. Что я страдаю и что мне самой себя жалко, я знаю и так. Ты мне лучше покажи дорогу, как уйти от страдания, покажи пример, как с этим справляются другие. Но если кто-то скажет сегодняшней снежинке: соберись, не раскисай, возьми себя в руки, "и это пройдет" - снежинка обвинит его в обесценивании и распереживается еще больше, потому что ее никто не понимает.
А суть в том, что каждому по потребностям: кому "бедняжка", кому - "не раскисай". И утешать стоит "своих", а как только понял, что утешаемый "не свой", отойди подальше и не встревай, все равно не справишься.
Ну вот, было про кино, а вышло черт-те что. Вернусь к кино, которое, как мы выяснили, не для меня. Даты не высчитывать не могу, свои травмы ковырять не люблю, с обесцениванием чужих тоже проблема. Но высказаться хотелось - вот я и высказалась.