День 10 Лaс-Эрририас - Портомарин.
(Las Herrerias - Portomarín)
Расстояние - 80 км
Чистое время - 6:48
Время в пути с 06:45 до 16:55
Средняя скорость 11,7 км/ч
Максимальная скорость 49,92 км/ч
Каданс 76
Общий набор высоты 2320 м.
Пульс средний/максимальный 130/188 уд/мин.
Насколько я хорошо ехал накануне - настолько тяжело я ехал в этот раз. Пожалуй, день дался сложнее, чем первый: подъем и грунты там были потяжелее, но там было хотя бы около 27 км и еще "мамкины пирожки в животе играли", а тут 80 км, и путешествие уже заметно перевалило за середину. Но по порядку.
Выехал около семи, раньше было совсем темно, и достаточно бодро попилил наверх. Подъём действительно крутой, но не такой, чтобы об этом стоило говорить с придыханием, - прошел почти целиком в седле, несколько раз слезал и толкал но не потому, что не было сил ехать, а потому что пульс шкалил к 190. Для велосипедистов везде асфальт, Камино расходится с дорогой до перевала очень незначительно.
Для городского жителя виды просто потрясающие:
Примерно к девяти часам утра я въехал в облако. Это не страшно, но когда ты едешь внутри него, но интересно: вода на тебе конденсируется, стекает по ветровке и капает со шлема на очки. Видимость никакая, можно снимать только когда ты в просвете между облаками, и выглядит это так:
Растительность совсем "не испанская" - ёлки, папортники и туи. Трава пропадает. На подъёме видел какую-то живность крупнее кошки и мельче собаки, но не лису - хвост тощий, живность выбежала с выводком детишек на верх подъёма, пока я пыхтел снизу и подпустила меня метров на 20, но когда я достал телефон, семейство сниматься не пожелало и моментально слиняло в кустики. В итоге весь подъём дался достаточно просто, хотя я и ехал эти 11 километров два с лишним часа - на перевал я залез в 9:20.
В самом О Себрейро мне настолько активно не понравилось, что я поспешил оттуда побыстрее уехать. Сам городок чудесен, но в тот момент там было огромное количество экскурсантов, которых туда привозят на автобусах, подавляющее большинство - подростки. Триста подростков в одной маленькой деревушке - для меня это перебор.
В общем, после двух дней блаженной тишины меня слегка оглоушило, и я не оказал должного внимания ни бережно реконструированным средневековым приютам, ни даже храму Санта Марии де Реаль IX века - древнейшей на Пути с уникальной реликвией: одним из предполагаемых Святых Граалей.
К Граалю не пускают, там отгорожено, так что снимок покрупнее я утащил из интернетов:
Собственно вся нынешняя популярность Camino в большой степени обязана приходскому священнику О Себрейро дону Elias Valiña Sampedro (1929-1989), который в 1967 году защитил докторскую диссертацию о паломничестве, в 1971 году издал карманный путеводитель, приложил огромные усилия к тому, что опасные или заброшенные участки Камино были расчищены и приведены в порядок и наконец, он со своими единомышленниками промаркировал весь Путь Сантьяго - камни, дома, деревья, столбы, - теми самыми желтыми стрелками, которые дон Элиас сам и придумал. В О Себрейро дон Элиас восстановил старинный монастырь, открыл альберге, добился открытия музей. Он похоронен в церкви, около которой стоит его бюст, а десятки благодарных организаций оставили около него свои памятные знаки.
Больше информации про дона Элиаса по ссылке. На фото почему-то не вышел сам бюст... Там было очень облачно, экран плохо видно и я нервничал - бесцеремонные кричащие дети совершенно не давали расслабиться.. Я поехал дальше, к спуску. Конечно, не удержался, чтобы не снять вид с дороги над облаками:
Дальше пошел спуск, и вскоре второй перевал - Сан Роке.
Наверху достаточно холодно, в О Себрейро было 12 градусов, на Сан-Роке 14.
Но я почти не останавливался и крутил очень активно, поэтому, несмотря на то, что был абсолютно промокший, не замерзал.
Меня снимал велопутешественник из Кореи, ехавший налегке, посочувствовал сумкам ))
На третьем перевале - в Пойо, - я посмотрел типичный горный галисийский дом - пальясо. Говорят, это типичное кельтское строение, так что галисийцы - где-то кельты. В Англии очень похожие кельтские дома.
Виды радовали и спуск шел просто отлично.
Но от перевала до города Samos с его великолепным бенедиктинским монастырём, где я назначил себе отдых, было еще прилично. Спуски-спусками, но они чередовались с подъёмами, и в Самос я приехал только в половине второго, будучи уже изрядно уставшим.
Вот тут как раз мне надо было бы плотно поесть и получше отдохнуть, но я, оглядываясь на опыт предыдущих дней, решил что я смогу ехать дальше налегке, поэтому только выпил кофе и съел тортийю.
После Самоса, к своему стыду, я путаюсь в показаниях. Совершенно не помню как я ехал дальше. Проехал Саррию, судя по тому, что сделал там пару невыразительных фотографий. Что там было в городе - не помню. Помню, что я думал оставаться на ночлег там, но потом решил всё же ехать дальше.
В три часа дня я спёкся окончательно.
После развилки заехал в рощицу, бросил велосипед и рюкзак, и присел на камушек. Ехать дальше не было сил.
Сначала немного посидел, потом и вовсе полуприлёг. Мимо ехали и шли люди, вышедшие из Самоса и Саррии, но я даже не всегда отвечал на «Бьен Камино». Тронуться смог только через сорок пять минут... Возможно, правильнее было бы доехать до гостиницы или кафе, которые потом попадались мне, но на тот момент, когда я остановился, это казалось мне нереальным.
Дорога шла то вверх, то вниз, иногда по очень крутым подъёмам.
Вот по таким мощеным дорожкам ехать рискованно - очень узко и скользко, я снял в том месте, где все просохло. Почти весь последний участок этапа (после Саррии) прошел по грунту. Попадались маленькие деревушки, буквально в 5-7 домов, в которых, однако, были кафе и альберге. Но я упорно рвался в Портомарин... есть мне не хотелось, воды у меня было вдосталь, и я опасался, что если я сяду, то уже не встану. В итоге - совсем не помню, как добирался. Где-то ехал, где-то толкал...
Дорога начинала идти между обычными для Галисии каменными изгородями, отделяющимии пастбища от садов и полей. Галисия по запаху у меня устойчиво ассоциировалась с запахом коровника - это такой хороший, домашний запах, а вовсе не «фуу, какашками пахнет», да.
Но на тот момент мне было не до анализа - хороший это запах или нет, и когда я выехал к Портомарину, у меня не было даже сил восхищаться красотой этого чудесного города, стоящего на холме над водохранилищем. Когда в 1962 году на реке Миньо строилась дамба, из-за чего город должен был быть затоплен, то все важные здания, такие как церковь Святого Николая и романская церковь Сан Педро, были разобраны, все кирпичики были пронумерованы и собраны воедино на новом месте. Когда я вечером был на мессе в храме св. Николая, я думал о Калязине и о Мологе.
В город я не въехал, а скорее вполз, и слава Богу, что гостиница была совсем неподалёку. Время было уже почти пять, я уронил велосипед на мостовую перед входом и пошел внутрь. Разговора про альберге уже не было в принципе... Выглядел я, видимо, неважно, потому что мой велик ставили в гараж уже без меня, а я, поднявшись в номер, содрал с себя шмотки, залез в душ и полёг как озимый.
Мы с Анхелем и Кристиной договорились, что будем созваниваться в Потомарине, я им позвонил от ресепшн, но они еще не приехали, и мы договорились встречаться на мессе в 20:00. За ужином они мне рассказали, что этап у них тоже прошел очень тяжело, Кристина в какой-то момент даже расплакалась от усталости. На электровелике закончился заряд, так что какое-то время они ехали только на мускулах. С утра они выехали еще раньше, чем я, я нагнал их в Самосе и остался там на передышку, в тот момент, когда они уже оттуда стартовали. Но после Саррии они остановились на длительный отдых в какой-то маленькой деревушке и приехали в Портомарин только к половине седьмого. Мы единодушно сошлись на том, что сложнее этапа у нас не было - и я не рекомендую рвать этот этап на 80 км, лучне остановится в Саррии. О степени моей усталости лучше всего говорит запись в телефоне, которую я сделал вечером, когда переписывал данные с навигатора: «Подъем, красиво, облака, ехал над облаками. О Себрейро церковь 860 года Санта Мария самая старая на пути Грааль реликварий гостиница для пилигримов нары. Перевал, спуск. длинный. Потом как отрезало. Ничего не помню!!. Только усталость». Обычно записи были куда как более многословны...
Но до Сантьяго зато теперь оставалось меньше ста километров!!!
Предыдущий день -
Следующий день