Искусство советских мозаик в Ростове-на-Дону.

Nov 19, 2020 08:35

1


Нажимая кнопку фотоаппарата в подземном переходе Ростова-на-Дону, я никак не ожидал, что у меня наберётся такое большое количество фотографий мозаик. Я-то думал, прикручу одну-две фотографии в подборки своих прогулок и на этом всё. Однако выявив, что у меня несколько десятков фотографий с этими произведениями искусства решил, что нечего добру пропадать. Тем более многие относятся к этим картинам, а перед нами будут действительно картины, равнодушно. Мол, мало ли чего там изготавливали советские художники. Вот раньше! При царе! Ах, мне так и слышится хруст французской булки.

Меж тем уже и СССР стал историей, а значит и всё то, что создано при нём попадает в моём понимании в перечень памятников. И неважно о чём мы ведём речь. О картинах в подземном переходе или о книге «Москва-Петушки». Всё это штрихи к одной и той же увлекательной эпохе.

Поскольку официальное искусство всегда заточено на какую-то пропаганду, то мозаики Ростова олицетворяют её родимую. Классическая тема сельской жизни. Что может быть милее?

2


Обязательно надо было отразить и рабочий класс. Я к слову всячески это одобряю и поддерживаю.

3


Интересно брались ли какие-то реально существовавшие люди для мозаик или художник выдумывал? Хотя сюжеты-то тут классические для того времени. Подобных фотографий можно было найти великое множество на страницах журналов и газет. Кстати чуть было не написал «в сети».

4


Работал над созданием подземных полотен художник Юрий Пальшинцев. Увы, но не нашёл я фотографий мастера, да и информации о нём тоже нет. В идеале-то хотелось бы увидеть какие-нибудь архивные съёмки, как создавались все эти красоты. Впрочем, возможно никто и не снимал мастеров за работой.

Тем временем мы перешли уже к разделу чего-то такого милого и знакомого с детства. Насколько я понимаю, здесь изображены персонажи мультфильмов.

5


А вот что значит символ по центру панно не знаю. Может старшие товарищи подскажут? Возможно, мозаики и делались под какое-то событие и эта символика как-то с ним связана.

6


Зарисовки из обычной и простой жизни советского человека. Изображён то ли роддом, то ли поликлиника. Единственное, что смущает меня это ковровая дорожка. Может в Ростове такое и встречалось, но почему-то есть подозрения, что это какой-то ненужный и даже лишний шик. Ведь такие дорожки собирают пыль.

7


Зимний вариант главного города на реке Дон. Есть ещё конечно Воронеж, но Ростов точно крупнее. Интересно, что здесь художник отобразил и частный сектор и наступающие на него стройки.

8


Пожалуй, самое известное панно в переходах Ростова посвящено Великой Отечественной Войне. Во всяком случае, мне оно встречалось в чужих репортажах чаще других. И это не удивительно. Картина сделана действительно с размахом и запоминается.

9


Как раз на заглавной фотографии эта картина и попала в кадр. Кстати интересно за ларьками, которыми усеяны переходы в городе, тоже ведь должны быть подобные мозаики? Подозреваю, что да. Вот только в каком они состоянии сейчас?

10


Разглядывая это панно, я откатился в воспоминания детства. Недалеко от моего дома в Орле расположен музей-диорама. И одним из наших развлечений в начальной школе было посещать его. Визит стоил копейки. Зато за эти копейки я получал бесценную возможность разглядывать огромные, как мне тогда казалось, диорамы батальных сцен.

11


Здесь конечно совсем другой вид советского искусства, но уважения у меня он вызвал не меньше.

12


Смотрите, как детально проработал художник своё произведение. Флаг, например, состоит, словно из лоскутов. Такая же техника применяется и к дыму. Лица же бойцов выглядят цельными. Монументальный труд.

13


К сожалению видно, что часть панно потрескалась и это явно не задумка художника. Вон видите в левом верхнем углу пошли трещины? Время штука беспощадная, но я надеюсь, эти ростовские мозаики внесут в список памятников и отреставрируют. Потому что утратить следы культуры советской эпохи явное преступление.

14


Сами-то жители Ростова привыкли к ним и не обращают внимания. Это нормально. Зато мне как туристу было любопытно ходить в переходах и разглядывать следы прекрасного.

15


Впрочем, не только мне там было интересно. Дети вот бегали и тыкали пальцами в знакомых животных. Благо сюжеты со знакомыми представителями фауны там тоже присутствуют.

16


Наверняка у каждого панно есть какое-то своё название. Не мог же художник просто брать и лепить все, что взбредёт в голову. Все рисунки точно утверждались на каких-то собраниях с главным архитектором города. Не удивляюсь, если задавались вопросы о смысле происходящего на картинах.

17


Хотя какой тут смысл-то можно спрятать? Лось, просто лось.

18


Естественно отражена тут и могучая река Дон. Без неё город представить невозможно. Она больше чем просто водная артерия. Ведь с ней связана вся история города.

19


Милые картины из прошлого. Сегодня так бельё уже точно не стирают. Смотрел на эту картину и вспомнил, что мой район, где я вырос, назывался помойка. Вот как раз из-за такого способа стирки белья. Внизу улицы находилась речка и когда-то туда люди спускались мыть свои вещи. Прошёл век, и получилась игра слов. Словно негласное название связано с какой-то грязью, а не мытьём.

20


Само собой если мы ведём речь о Доне, то никак нельзя обойти вниманием времена гражданской войны. Да и в принципе конь на юге это важно.

21


Видите вверху наклейки с надписями стрелочками? Это вот конечно не от большого ума кто-то распорядился наклеить. Как-то несколько десятилетий люди и без указателей находили выходы из перехода, а тут вдруг кому-то понадобилось испортить картину. Самое печальное, что там выше есть место на штукатурке. Вставили бы туда, но нет. На кафель же проще приклеить.

22


Странно, но мне на этих картинках красноармейцы почему-то напоминают своих оппонентов в лице белогвардейцев. Даже не знаю из-за чего такое ощущение.

23


Мирная жизнь. У мужика к слову виден пирсинг в ухе.

24


Есть тут место и романтическим сценам.

25


В одном из переходов имеются совсем простые сюжеты. Но даже они смотрятся интересно. И ещё интересно то, что я не смог с ходу вспомнить, где в других городах видел бы нечто подобное. По-моему кроме Ростова-то у нас и нет городов с таким количеством мозаик в переходах.

26


Очередное полотно жизни нашего юга. Сам Ростов мегаполис, но зато в окрестностях там процветает сельское хозяйство, да и всегда процветало. Климат способствует.

27


Комбайн так нарисован, словно вверху у него есть глаза. А ссыпает он убранный урожай, кажется в машины ЗИЛ. Нет уже этого завода, и машины уходят в прошлое. Ещё пройдёт несколько лет, и они останутся только на картинках и в музеях.

28


Местные труженики полей. На мой взгляд, это полотно тоже сильное. Потому что тут сплелись сразу несколько сюжетов.

29


На больших полях отражена современная и актуальная на тот момент техника, но не забыл художник и о периферии. Не знаю как там с лошадями сейчас в селах, но в 80-х, когда создавались полотна, наверняка в провинции ещё пользовались гужевым транспортом.

30


А вот просто прекрасная часть панно. Совместное застолье с какими-то небольшими разногласиями. Такие сценки оживляют все эти сюжеты сельской жизни. И очень здорово, что никто не запретил использовать эту часть со скандалом.

31


Ну и переходим к той части, где отражён Ростов, по всей видимости, будущего. Судя по всему, как-то так видел художник свой город через несколько лет.

32


Ничего особенного просто водные лыжи из 1980 года. Примерно тогда создавались эти мозаики. И вот интересно катались ли на этих лыжах в ту пору по Дону?

33


Удивительно то, что художник угадал со всеми этими домами свечками, торчащими по всему городу.

34


Ведь сегодня как раз Ростов примерно, так и выглядит. То тут, то там взгляд обязательно упирается в новый высотный дом.

35


Между нами говоря, не мешало бы в переходах и потолок побелить. А лучше выкрасить какой-нибудь стойкой краской. Сейчас есть хорошие и водостойкие материалы. Я знаю, видел, как корабли ими красят. Дорого, зато через год не отвалится как штукатурка.

36


Кстати о кораблях. Тут их нет, запечатлена всё-таки гражданская жизнь, но зато есть яхты. Виден, судя по всему и относительно новый тогда мост, связывающий два берега. Чуть позже покажу его в реальности. Почему-то мне кажется, что это именно Ворошиловский мост.

37


Примерно так выглядит это всё в целом. Естественно панно не влезло у меня в кадр целиком, потому что переход там ни разу не короткий.

38


И вид соответственно с другой стороны. Девушка в маске как штрих современности тоже попала в кадр, да.

39


Собственно в заключение могу сказать только одно. Из таких деталей и складывается впечатление от города и вырисовывается его портрет. Надеюсь, ростовчане сберегут наследие великой советской культуры для потомков, потому что оно украшает их город. И ведь через двадцать-тридцать лет эти мозаики будут смотреться ещё интереснее. А у меня на сегодня всё. Спасибо за внимание и до новых встреч.

Ростов на Дону

Previous post Next post
Up