Парные колонны

Aug 13, 2017 17:52

Сейчас будет много (это второй, и будет еще третий пост) про церковь св. Екатерины, Фельтена.


Я просто сразу хочу сказать, что я не ругаю. Более того - я её нежно люблю. Это одно из моих самых любимых мест. Я люблю там бывать, люблю сидеть и думать, люблю её рисовать. Она как остров спокойствия среди Невского проспекта, и всей моей жизни вообще.
Но в этот раз, сидя и рисуя, я просто заметила много вещей, которые раньше не замечала.

Возможно я такая невнимательная. Допускаю. Возможно, все видят и замечают, а я тут такая - капитан очевидность.
Но да - я заметила это только сейчас - 7 лет назад (в свой прошлый приезд в Питер) я этого не замечала. За эти семь лет я довольно много вычертила подобной архитектуры своими руками. И только пропустив через руки, начинаешь понимать эти узлы и сложность их стыковки.
Часто многие вещи я начинаю видеть, только начав рисовать. Если специально не задумываюсь над какой-то темой - не вижу. Начинаю пропускать через руки - и тогда замечаю, что здесь не состыковалось, там с двух сторон отличается, и т.д.
И вот в св. Екатерине - много вдруг обнаружилось материала. Ранее пропущенного через руки. Когда я сидела и стыковала нижние и верхние профили колонн, например.



Вот. Две стоящие рядом колонны. Их нужно поставить рядом так, чтобы они друг в друга не влипали. Причем, часто делают так, чтобы капители не закрывали друг-друга, а про базу забывают и базы «влипают».
Плюс существует некая точность строительства. Всё таки поставить и выверить огромные камни - это задача. И пять сантиметров - это вообще то для архитектуры вполне допустимая погрешность. Что такое пять сантиметров - на 20-30 метров фасада? Ерунда.
И третье - авторский надзор и финансы. Кто и как исправляет такие нахлесты? Их сначала надо заметить. И знать, что это принципиально. Поэтому довольно важный вопрос - осуществляет ли автор проекта авторский надзор на строительной площадке. Если да - то уровень архитектуры заведомо выше. (тут должна быть ссылка на отдельный, пока не существующий пост про авторский надзор). И даже если есть тот, кто видит, знает, понимает куда и что двигать - не факт что ему дадут рабочих и не скажут: да ладно, норм, пусть так будет.
Так вот - парные колонны на св. Екатерине, в левой части - наверху стыкуются так:


Почти и не видно, что они чуть-чуть влипли друг в друга.
Внизу это заметно гораздо сильнее:


я сама так лично накалывалась. Долго стыкуешь капители, потом начинаешь в автокаде тиражировать - и бац - базу надо перерисовывать - они идут внахлест.

А справа - симметрично - вообще вот так - пара сантиметров в ошибке в выносе - и капители слипаются вот в такого тяни-толкая:


Внизу базу я не сняла - но можете сами её представить.

Теперь понимаете, почему я испытываю интеллектуальный оргазм от стыковки встречающихся под углом в 90 градусов колонн на лестнице мраморного дворца Ринальди.
Как легкий поцелуй, как прикосновения крыла бабочки, одной точкой… М…


Санкт-Петербург, детали, ордер, интерьеры, XVIII век

Previous post Next post
Up