Метаболизм

Jan 10, 2015 01:01

Мы уже говорили что в середине XX века модернизм (он же функционализм, он же международный стиль) успостился до минимализма и это обеднение архитектурного языка дает вспышку самых разных течений - люди предлагают самые разные концепции для обогащения архитектуры деталями и интересом и вообще разрабатываются разные теории - куда же двигаться архитектуре дальше.

И вот одна из таких веточек - это концепция Метаболизма, которая появляется в Японии в 1960-1970-х годах. Основная идея такова:
Здания к которым мы привыкли - здания которые стоят по 100-150 лет и не меняются. А мир стал очень быстрым и изменчивым. Более того - человеческая жизнь гораздо короче жизни хорошего здания. А фазы жизни человека еще короче. Меняются люди, меняются условия, меняются технологии - архитектура тоже должна приспосабливаться к изменениям. А значит должна быть изменяемая, гибкая.
Метаболисты начинают разрабатывать и пробовать разные варианты - как же сделать архитектуру приспосабливаемой к жизни.



Програмной вещью метаболизма считается башня Накагин в Токио (арх Кисё Курокава 1970-72гг).

Идея была такая - каркас в который вставляются капсулы. Техника устаревает, мебель выходит из моды - вам целиком меняют капсулу на современную - не трогая конструкций дома. Капсулы можно объединить (если ты закрутил шашни с соседкой) или переставить (если вы посорились), так же фасад дома может изменится в зависимости от потребностей города - ну и т.д.

В таком чистом виде метаболизм не прижился и башню как один раз собрали - так она и стоит. Но самой концепцией увлекались, кажется, все известные японские архитекторы второй половины XX века, из нее вырасло очень много разных социальных решений. Да и все современные разработки модульных домов выросли оттуда.

Признаком метаболизма может служить не только капсульная, модульная легко заменяемая система, но и «незаконченность» проекта, предпологающая возможность дальнейшего развития здания (то есть не законченное произведение искусства, которое уже не тронуть, а некая структура, которую можно дальше заполнять), или вот как у Такамицу Асумы - незаконченность отделки, предпологающая тоже дальнейшее развитие здания, возможность для жильца развивать его дальше согласно своим нуждам.

метаболизм, XX век, Япония, краткий курс истории архитектуры

Previous post Next post
Up