(начало истории
http://soufflissimo.livejournal.com/139086.html)
Дало к ночи, а я музыку слушаю. Почему-то старинная музыка ассоциируется у меня исключительно с каменными сводами. Тяжелыми каменными сводами. Светом сквозь витражи и слюдяные оконца (и где же это я такие видела?!), тяжелые деревянные балки под потолком. В нашем сером современном мегаполисе очень не хватает такой толстой прослойки истории и культуры. Того, что ловишь с тарых городах, особенно когда налетает сильный ветер, снег. И когда стихия стирает цивилизацию, казалось бы такую прочную. Попадаешь во вневременность.
Что еще удивляет меня в старинных городах, даже таких огромных, как Стамбул или более мелкий Рим, это местечковость. Как в деревне. Все друг друга знают, здороваются. Прошел уже два раза по улице - все, приветствуют тебя. И ты в ответ. И когда приезжаешь часто, обнаруживаешь, что некоторые люди годами находятся на одних и тех же местах. И вот этот чистильщик обуви, торговец чаем. А вот этот владелец гостиницы хоть и продал ее, чай пьет все в том же месте - здрассте и вам!
Вот так много лет уже, есть у меня один уличный приятель, если можно так выразиться. Каллиграф Ильхан, бывший полицейский (Тренировался с детства, каждый день, под руководством отца, профессионального каллиграфа. "Мадам, ну, вы же понимаете, что каллиграфия - это как классический танец, каждый день тренироваться надо!"). Он всегда сидел в скверике недалеко от Святой Софии. Я заказала у него имена почти всем друзьям. Обычно он поит меня чаем (невидимый жест - как они это делают? и прилетает мальчик с блестящим подносом и стаканчиками) и спрашивает про политику и Путина. И так было всегда почти каждый раз, когда я бывала в Стамбуле. Осень приезжаю - нет его. Где думаю? Жив, здоров? Человек немолодой уже, да и событий нехороших много было. В декабре приезжаю - нет его. Хм... Ну ладно дождь, холод. Вышло солнце, тепло - нет его.
Уже в январе иду, шагаю в другом районе. Кто-то мне кричит - добрый вечер по-турецки. Приличные девушки на свист не оборачиваются бегу дальше. Опять. Оборачиваюсь - Ильхан! Коротко, по-военному стриженный, весь такой... как в мундире. Сказал, что возвращается в полицию. Вот ведь чудо! В почти 20 миллионном городе встретить человека! Жив. Здоров. В строю. Выходит с пенсии. Неспокойно в древнем Константинополе. Беженцев много. Шалят. Без него - никак.
Смотрю на стену перед собой - вот его работа, вот еще, и еще!
А вот дервиши танцующие - другая история. Когда я впервые попала в Стамбул, в 2008 году, меня поразили наброски тушью с дервишами. Хочу! Куплю! Стоили они так, весомо. Решила присмотреться, подождать. Потом смотрю, они по всем магазинам Стамбула. Видно, что одна рука рисовала. Но так много! Не интересно.
В одной лавочке в куче старых постеров раскопала другую работу. Тоже тушью. Тоже кружатся. И, похоже, хитро в усы улыбаются. Есть подпись - не понять, что написано. Купила. Висит на стене, радует. В декабре зашла в один салончик, вижу работу этой же руки. О! Говорю, знаю, у меня есть. Оказалось, что автор женщина. По имени Мелек. Что значит Ангел. И магазин называется Артанджелс (Artangels). А днем позже я с ней даже познакомилась. Шахерезада, а не женщина! Очень красивая. Только чарует на словами, а картинками.
Теперь у меня еще и Двеичья Башня её кисти есть.
Так думаю, а как там еще один знакомый художник-карикатурист, что кошек на окошках рисовал и корабли под цветными парусами? Не успела его проведать. А надо бы. Уходит старый, уютный мир в Стамбуле. А что с новым будет - никто не знает.