Украинские события продолжают находиться в центре внимания международного сообщества. Для России и всего постсоветского пространства "украинский кризис" имеет важнейшее значение. Комментариев и аналитических материалов, посвященных Украине, в интернете море, поэтому дополнять их какими-то своими соображениями считаю лишним. Держа в уме общую картину и думая о своем, то есть о Южной Осетии, могу коротко отметить следующее:
1. Крым-2014 стал возможным благодаря Южной Осетии-2008; Севастополю-2014 предшествовал Цхинвал-2008;
2. Времена, когда США спокойно наслаждались своим глобальным лидерством, уходят в прошлое. При этом ничего хорошего в возможном драматическом падении американского влияния нет: чем мягче будет проходить процесс, тем лучше. США по-прежнему игрок номер 1 в мире, если говорить о государствах. Начинается новый виток игры, в котором у США и РФ есть ряд принципиальных неразрешенных противоречий;
3. В своей исторической речи, которая была наполнена множеством различных смыслов, Путин обратил внимание на искусственность Украины в нынешних границах. Этот конструкт, очевидно, просуществовал двадцать с лишним лет по двум причинам: колоссальному советскому наследию (образованное население, промышленность, территория) и воле внешних субъектов. Советские запасы имеют свой предел, внешние субъекты сменили подходы к проблеме. Раздавая печенье на майдане, подписывая соглашение и на следующий день его нарушая, США и ЕС подвели Украину к потере государственности или же ее трансформации. Майдан уничтожил Украину. Действия России, несмотря на блистательность "вежливых людей", во многом стали вынужденными. Когда речь идет о национальной безопасности, нужно собираться и принимать решение. По Крыму и Севастополю решение было принято и претворено в жизнь;
4. Судя по всему, после времени разбрасывания камней наступило время их собирать. Наступающую турбулентность не переживут многие политические субъекты, которые сегодня являются для всех нас привычными. Украина - не единственное искусственное образование на отдельно взятом постсоветском пространстве. Есть еще более искусственная страна (правда, искусственность у нее другого рода), которая также существует в своих нынешних границах только благодаря воле внешних субъектов. Болезненная реакция грузин на Крым абсолютно понятна. Коротко историю создания Россией современного грузинского государства можно уместить в пару предложений:
"В 1801 г. вся Грузия равнялась нашей Московской губернии и имела население в 160.000 человек, из которых половина была армяне. Вот все, что «присоединилось» к России. Всё прочее Россия отняла у Турции и Персии силою оружия". Осознание своей искусственности, происходящие вокруг события, очень большие экономические проблемы - все это постепенно сводится для грузин в одну точку. Активизация переговоров об ассоциации с ЕС является еще одной попыткой "уйти" под внешний субъект, способный обеспечить Грузии ее нынешнюю "территориальную целостность". Может, однако, статься, что искомое грузинам в очередной раз сможет дать только Россия. Тогда-то и начнется самое интересное.
В стороне от развивающихся на наших глазах событий не останется никто, зацепит всех. Говоря о грузинах и о возможных региональных преобразованиях (здесь на первый план может выйти вопрос Карабаха), стоит в первую очередь заняться своими делами, чтобы быть в той или иной степени готовыми к чему угодно. Судя по всему, пресловутая китайская "эпоха перемен" нас все-таки настигла.