Общим местом являются слова о падении нравов в современном обществе, осетинском в частности. Каждый из нас так или иначе сталкивается с проявлениями низкого уровня культуры и словами старших "а вот в наше время...". В оснете, равно как и в любом другом кавказском -нете, тема морали является одной из наиболее животрепещущих. Обсуждения обычно переходят в откровенный мусор, то есть уводятся в примитив. Те, кто говорит о морали и осуждает вульгарно выглядящих или излишне вестернизированных людей, чаще всего попадают для оппонентов в категорию "моралистов" и "ханжей". Простой ход, который позволяет оппонентам предстать, по их мнению, более разумными. Ну и обязательные ссылки на любовь к обсуждению других, но не себя. Смысл темы замыливается, потому что "антиморалистам" и прочей либеральной публике практически во всех вопросах легче плавать в мелких водах. Иногда, правда, и с негативом в их адрес выходит сильный перегиб, но это уже другая история.
В предыдущем посте я остановился на мысли конструирования пространства вокруг себя каждым человеком. Жизнь вокруг не есть объективный процесс, у нее много измерений и ликов. Мой мир невидим для кого-то, чей-то мир невидим для меня. Мы ходим в разные места, стремимся к разным вещам, по-разному смотрим на происходящее вокруг. Если спросить одного моего знакомого о жизни во Владикавказе, то человек будет час живописать подробности декаденса молодежи, которая уже совсем ничем себя не ограничивает. Вроде правда, в этом плане Владикавказ мало чем должен отличаться от российских городов с сопоставимым населением, от кавказских до среднероссийских. Если спросить другого знакомого, то для него город практически чист. Он не знает его "антиморальную" сторону, потому что он себя от нее сознательно оградил. Он не ищет доступного, не липнет к нему - и доступное, в свою очередь, к нему особо не пристает. Так и живут) Внешние проявления какого-либо разврата его не вводят в ступор. Своим образом жизни он их молча опровергает и хотя бы для нескольких людей является в этом отношении примером. Это не вопрос морали, на самом деле, это все та же пресловутая ответственность. Обмануть 18-летнюю девушку не самая сложная задача, подумать о том, как сложится ее дальнейшая жизнь - намного труднее, это преодоление и борьба. Ну и так далее.
Мораль сей басни в том, что начинать надо безусловно с себя. Как показывает практика, это действеннее любых слов. Но совсем не в том смысле, в котором обычно слова "на себя посмотрите" употребляются в спорах о морали индивидами слишком фривольных взглядов. То, к чему призывают они - позиция страуса, засовывающего голову в песок. То, о чем я попытался сказать на примере конкретного человека - позиция ответственной личности. Зло надо искоренять всячески: в себе и в общем)