Остров везения. Ч2.

Mar 21, 2016 10:22

начало

Итак, подытожив, предыдущую часть мы имеем следующие исходные данные: бедный островок, находящийся между двумя не самыми спокойными соседями (Малайзия и Индонезия), но имеющий выгодное стратегическое положение. Соответственно, в наличии серьезная поддержка в виде британских войск, которые не только давали гарантии внешней безопасности, но и были надежным подспорьем в случае мятежей. Кроме того, на первых порах базы еще и обеспечивали работой каждого пятого сингапурца.

С такой базы начиналась экономическая политика Ли Кван Ю. Для начала был создан индустриальный район «Дуронг» (что-то вроде аналога нашего «Сколково»). Однако, желающих перебраться на нищий остров по началу было не много. Вот как описывает ситуацию сам Ли в совей книге:
«Начало было мало обещающим. Индустриальный район Джуронг (Jurong) на западе Сингапура пустовал, несмотря на то, что мы вложили значительные средства в развитие его инфраструктуры».
Пока правительство Сингапура пыталось опираться только на свои силы, ситуация не улучшалась. И как всегда пришлось обращаться к более сильным «товарищам».
Сначала, в 1968 году, Великобритания выделила Сингапуру первую  финансовую помощь.
Но одних лишь сумм вливания не достаточно. Нужны еще, как уже было сказано, рынки сбыта. И как в случае с Южной Кореей, их (как не удивительно) вновь обеспечили американцы. Они разместили здесь производства, продукция которых вывозилась в США.
Американские компании "Тэксас инструментс" и "Нэшенэл сэмикондактор" основали в Сингапуре  предприятия по производству полупроводников. Можно предполагать, что это стало возможным, после частых посещений Ли Кван Ю Америки в конце 1960-х гг., где он общался с представителями американского истеблишмента, о чем в своей книге он упоминает лишь в поверхностных тонах, не оглашая собственно темы разговоров. Все-таки политика есть политика, о многом умалчивается.  Поэтому вопрос о том, на сколько был политизирован процесс прихода крупных корпораций из США на маленький голый островок в Юго-восточной Азии остается открытым.
Но факт есть факт, за два десятилетия с конца 60-х по конец 80-х годов прошлого века в Сингапур было влито, в общем, свыше 500 миллиардов долларов инвестиций. [1] 500 миллиардов на страну с 3-4 миллионным населением!
Замечу, что ранее, в статье про Южную Корею, были рассчитаны объемы инвестиций в размере 650 долл. на 1 работника. В Сингапуре это соотношение доходит до совершенно умопомрачительных чисел. Действительно, на 1,5 млн. чел. экономически активно населения в среднем, (за 20 лет выросло с 0,8 до 2 млн. чел),  приходилось 20-25 млрд. долл. вложений, то есть около 12-15 тыс. долл. на 1 занятого в экономике, в год!

Такие колоссальные вливания, не могут не оказывать существенное влияние и на социальные процессы в стране. 
Отчасти именно огромный объем вложений объясняет успешную борьбу с коррупцией. Ведь не трудно догадаться, что такие огромные средства, да еще принадлежащие не самым последним людям западного мира, не могли не быть надежно защищены от посягательств от кого бы то ни было. И, в конце-то концов, что бы победить один из столпов азиатской коррупции - филиалы триад, нужно не просто желание одного человека, но и заинтересованность не менее влиятельных, чем мафиози, сил.

Так же именно огромные вложения, на небольшое число населения, позволяли наполнять бюджет, при крайне низких налогах. Что в свою очередь позволяло платить такие высокие зарплаты министрам, судьям, начальникам полиции и другим крупным чиновникам, что из частного сектора в правительство стали уходить лучшие мозги. [2]

Однако, восхищаясь внешней оболочкой сингапурского чуда, не стоит забывать и о некоторых местных особенностях, которые не очень понравятся людям, являющимся продуктом другой среды.

Например, в Сингапуре была оригинальным способом решена традиционная для мегаполисов проблема с пробками на дорогах. Кроме, собственно, развития общественного транспорта, были введены драконовские ограничения на пользование личным транспортом. Чтобы иметь частный автомобиль, нужно покупать на это специальную лицензию. Продают лицензии на аукционах за суммы, превышающие стоимость самого автомобиля. Так же здесь есть уникальная практика регулирования личного транспорта по времени суток:  многие сингапурцы любят ездить на «дракулах» - машины, право на владение которыми, позволяет пользоваться ими лишь от заката до рассвета и по выходным (правда и обходится это удовольствие на треть дешевле). [3]

Еще одно мало где упоминаемое обстоятельство, которое является одним из столпов современного Сингапура это  демографическая политика властей, по сравнению с которой советские партсобрания, обсуждающие семейные раздоры, это просто верх толерантности. Ибо Сингапур, это просто рай для фанатов евгеники - теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения.
В рамках демографической Концепции разработанной в 1984 году, было создано два брачных агентства, целью которых является заключение браков между парами равного социального и умственного уровня. Эти агентства привлекают врачей, психологов и социологов, которые подбирают пару молодому человеку с учетом всех личностных особенностей. Для организации встреч при агентствах функционирует сеть досуговых заведений: кафе, дискотек, бассейнов, спортивных тренажерных залов и кинотеатров.
После заключения брака молодожены получают от государства подарок в виде кредита на приобретение жилья.
Необразованным женщинам предлагается стерилизация после рождения второго ребенка в обмен на решение жилищной проблемы. «Умным женщинам» тоже полагается поощрение, если они родят больше трех детей. [4]

Политическая система острова так же имеет особенности. Внешне Сингапур смотрится как островок стабильности и безопасности. Но во внутренней политике Партия народного действия уже 50 лет правящая железной рукой, ведет себя как режим в КНДР (как будто вокруг одни враги, а внутри поднимает голову «пятая колонна»). Участие населения в выборах  поголовное и обязательное. Иногда слишком обязательное: например голоса жителей избирательного округа от которого выдвигался сам Ли Кван Ю, автоматически подсчитывались как отдавшие голоса за него. (Иосиф Виссарионович нервно курит трубку в стороне).

Ли Кван Ю вообще часто цитируют, но почему то редко встретишь одно из его любимых высказываний: «Мы решаем, что правильно, а что - нет. Нам не важно, что думает народ». [5]

Все эти факты говорят о том, что, не смотря свой успех в либеральном капиталистическом мире, сингапурский феномен, в то же время, успешно оспаривает либеральную теорию о том, что свобода является непременным условием процветания. [6]

[1] http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/singapore/
[2] http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/singapore/
[3] http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/singapore/
[4] http://rusnazi8814.livejournal.com/904539.html

[5] http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/singapore/
[6] http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/singapore/
Previous post
Up