С.А. Шапиро «Основы трудовой мотивации»

Jan 22, 2014 10:20


Начнем с того, что С.А. Шапиро - кандидат экономических наук, темой своей книги выбрал психологическую область. Кстати, если провести контент-анализ содержания, то только 10 страниц из 242, и то косвенно, относятся к экономике
Это нормально и уже стало привычкой практически для всех (помните: «что я не наболтаю за психологию?»), так что заморачиваться сильно не будем. Ок, бог ему судья. Семья, дети, опять же.
Но из этого следуют неприятные выводы: автор никогда не проводил своего исследования; проект-кейсов, даже завалящих, не представил; никого не поддерживает; никого и не опровергает; не принадлежит ни к одной из точек зрения, короче, является настоящим кандидатом наук, который «поднатягав» сомнительного качества психологических тестов, таких же психологических классификаций и примеров из истории "фокстротовых 20х" из интернета «слепил» вот этот учебник.

Чего мы не увидели:
1. Ок, мы говорим о подходах к мотивации - американском и японском, но расскажите, пожалуйста, хотя бы о том, почему кайдзен и канбан сейчас отлично приживается в b2b продуктовых компаниях и практически не работает на производствах, за исключением небольших? Неплохо услышать, как тот же кайдзен шикарно работает в условиях матричных организаций и приносит весьма ощутимые результаты, причем быстро. Американский подход. Наклонять или не наклонять? - конечно же наклонять! Но кого? Попробуйте FMCG, например. В сотовом ритейле, у продвинутых, уже давно все просчитано и средняя жизнь продавца, и сезонный его ROI, и прогнозная численность персонала рассчитывается с незначительным фактическим расхождением. А для тех, кто побогаче вся эта "персональная бухгалтерия" зашита в ERP, как процесс, что позволяет сразу работать и без размышлений. Цифр сколько хотите. Тогда зачем рассказывать безотносительно к цифрам про «фордовский конвейер и тейлоровский секундомер»? С тех пор у американцев по нескольку раз «отмер» и гуманизм, и психологизм и тотальная кибернетизация.

2. Типы мотивации как мне использовать, по честному, в работе, вашего «пирамидального Маслоу» для продавцов? Ответов нет, есть только пирамида. Может поиграемся Лайкертом и с Адельфером? - Но  и даже они сработают только тогда, когда продавцу деньги нужны. Но вы ведь не указываете, что большинству продавцов деньги не нужны. Потолка они достигли. Редким людям нужно много денег. И что дальше посоветуете? С этими что делать?

3. Типы личности - это ок. Даже в патологические типы пошли. Это, кстати, сейчас покупается. Наконец то клиент не боится, а хочет, истероидных пресейлов, которые работали бы в связке с эпилептоидными сейлами и с шизоидными финансистами. Но для этой книги - эта тема просто офтоп, во-вторых, чтобы о ней говорить, нужно все-таки в патопсихологии разбираться - вещь узкая и ответственная. Про «за уши притянутые классификации» в духе разбиения всех на типажи из романа «Три Мушкетера» - просто промолчу.
4. Наконец пошли типы оплат труда, тема, в которой автор, по идее, должен разбираться. Но здесь в отличие от предыдущих глав - штиль и скромность. Как рассчитать сдельную оплату для фрезеровщиков? Из чего формируется групповая премия? Кто может получать бонус по фин. результату компании, и самое главное, по какому такому фин. результату?
Предлагаете бестарифную систему оплаты труда и тут же предлагаете для нее четко описать функции работника - так это и есть в чистом виде тарификация, потому что потом вы взвесите эти самые выполняемые функции и расцените их!

Что сказать
Студентам С.А. Шапиро ничего порекомендовать не смогу. Я так понимаю, что его просто заставят купить.
Тем, кому нужно уже работать и показывать результат - не рекомендую. Очередной учебник для будущих безработных

Наши проекты:









Менеджмент, Разработка системы стимулирования, bsc, Нематериальное стимулирование, b2b, Рецензии, Мотивация, kpi, bigdata, Тарификация работ, pm, tqm, Оценка кандидатов, Обзор литературы

Previous post Next post
Up