Нет, это не я замужем за индийцем, хотя, чувствую, муж мой будет иностранец это студентка из Ижевска Елена вышла за индийца.
И рассказала мне, как они там вообще живут-то.
В 2000 году студентка Удмуртского государственного университета Елена Пуленкова встретила студента из Индии Джитендру Уттама. В 2003-м они поженились.
Сейчас семья живёт в Дели, мистер Уттам - преподаватель Университета имени Джавахарлала Неру, Елена следит за домом.
Их дочка Лиза говорит, что больше всего любит индийскую культуру и … копать картошку. Картошка растёт в Удмуртии, на бабушкином огороде.
Мы встретились в Дели и поговорили про их сегодняшнюю жизнь.
Первый вопрос, конечно, о том, как вообще всё это случилось, как вы друг друга нашли?
Джитендра: Я был студентом в Южной Корее, и за это время дважды приезжал в Россию. Второй раз был достаточно длительный период - 8 месяцев. Тогда я и встретил Елену.
Где это было?
Елена: В Москве. Я приезжала туда на конференцию. Просто услышать английскую речь, пообщаться на английском - я училась в Удмуртском государственном университете, на факультете иностранных языков.
Джитендра: Потом я окончил университет, и мы поженились в Дели, в индуистском храме.
Когда ты женишься совсем уж официально, то ты должен отнести документы в правительство, и оно отправляет запрос в Россию, мол, есть ли у кого-то возражения по поводу нашего брака. Это всё занимает 35 дней.
Елена: в общем, индуистский храм - это была самая быстрая возможность пожениться, поскольку у меня была туристическая виза, и она заканчивалась.
Джитендра: Собственно, всё официально и в этом случае - вы получаете сертификат, относите его в правительство, это даёт возможность получить визу на 5 лет.
А как вы вообще решили и решились взять в жёны русскую девушку - другая страна, культура…
Индийцы, насколько я знаю, очень традиционны в вопросах семьи и брака.
Джитендра: дело в том, что я жил и учился в Корее, там на эти вещи смотрят проще. Я жил в таком, «интернациональном» доме, там было около двадцати русских. Я пообщался с ними и понял, что есть так называемый «синдром большой страны» и «синдром маленькой страны». В этом отношении менталитет русских оказался мне ближе, чем менталитет корейцев.
Я также встречался с людьми из Польши, Венгрии и других европейских стран. И в каком-то отношении маленькая Корея ближе этим маленьким странам. Для них национальный вопрос очень важен, они по-другому к этому относятся. Иногда это может создать проблемы в отношениях. Если ты скажешь, что-то «против» страны, вполне нейтральное на твой взгляд, например: «Я не люблю корейскую пищу», они примут это близко к сердцу.
Если в большой стране - Индии, России - и есть подобные проблемы, мы можем их обсудить, но это, в принципе, не повлияет кардинально на наши отношения.
Так вот, я поехал в Москву на конференцию, пытался учить русский. Встретил много студентов из МГУ, общался с ними, и снова понял, что если оба человека - из больших стран (или оба - из маленьких), то они лучше могут понять друг друга.
В общем, я подумывал о женитьбе на русской девушке.
Так как вы решили жениться именно на Елене?
Джитендра: Была одна очень важная фраза. Она как-то прислала мне письмо по электронной почте. Написала, что она - человек традиций. А я не очень соблюдаю традиции. Но мне нравятся те, кто их соблюдает, потому что я долго жил с людьми, которые были совершенно вне традиций, в нашем корейском интернациональном доме. В общем, она написала, что она - человек традиций, и для меня это стало важным.
Как строилась ваша совместная жизнь в начале? Это ведь наверняка довольно трудно - ужиться людям разных культур.
Елена: Это было очень легко, на самом деле. Так легко, что даже удивительно. Легко в контексте Индии, я имею в виду. В России я не знаю, как бы всё сложилось.
Кстати, в Индии до сих пор бывает, жених и невеста встречаются только перед свадьбой, а договариваются обо всём родители…
Джитендра: Но, между прочим, мой отец, несмотря на то, что он живёт в деревне, очень современный человек, я не знаю, найду ли я много таких людей даже в Дели. Когда я был совсем молодым, мой отец мне говорил, что коммунизм может придти и в Индию, мы выписывали два советских журнала, на хинди.
Так это была судьба! А ваша свадьба была русской или индийской?
Джитендра: свадьба была не совсем в индийских традициях, потому что обычно она продолжается три дня, приходит много народу. Мы просто пришли в храм, заплатили взнос, служитель зажёг огонь, прочитал мантры. Перед огнём ты проходишь семь раз со своей женой, и тогда ваш брак подтверждён, зарегистрирован.
Елена: И это - самая важная часть церемонии.
Джитендра: Да. Потому что огонь - это один из богов в Индии. Так вот, перед огнём ты подтверждаешь, что ты будешь жить со своей женой до самой смерти.
Елена: В общем, это была, конечно, индийская свадьба, не русская.
Что вы оба можете сказать тем людям, которые собираются вступить в интернациональный брак?
Джитендра: Большинство моих друзей женаты на иностранках. Русский друг, румынский женились на кореянках. Всего - человек двести. Так что у нас образовалось целое сообщество, и для меня это было совершенно нормальным.
Я это понимаю, но ведь всё равно, эта девушка - совершенно другая.
Елена: Но есть вещи, которые делают люди всего мира - они женятся, рожают и воспитывают детей, общаются…
Джитендра: Есть одна очень важная деталь. Когда ты связываешь свою жизнь с иностранкой/иностранцем, ты должен быть очень гибким, чтобы понять её или его культуру, многому научиться…
Елена: … и не ожидать, что твой партнёр немедленно поймёт твою культуру и присоединится к ней.
Джитендра: Вот, например, моя дочь, её зовут Елизавета Пуленкова. В её имени нет имени моего. Для Индии это необычно. Её национальность - русская.
Елена: … и она родилась в России.
Джитендра: И я должен уважать её культуру. Кстати, я сам выбрал это имя. В Интернете нашёл (смеётся).
Но при этом она прекрасно говорит на хинди, это её родной язык.
И она говорит ещё на русском, английском и учит немецкий в школе.
Как строится ваш быт? Кто следит за домом?
Елена: Мы делим обязанности, 50 на 50. Еда у нас индийская...
А русская еда бывает?
Елена: иногда мы покупаем куриное мясо, и я готовлю его русским способом, но это не постоянная наша еда.
Индийская же еда, а точнее, вариации основных её составляющих - овощи, рис и домашний хлеб - и есть постоянный рацион.
Вы скучаете по России?
(пауза) Елена: Да, очень. Мы ездим туда через год.
По чему/кому вы скучаете больше всего?
Елена: Я скучаю по свободе, которая есть в российском обществе…
По свободе?
Елена: Да. Каждый, в принципе, может делать, что хочет. А Индия - очень традиционная страна. Они делают определённые вещи определённым способом. Для большинства эти традиции незыблемы, и не могут быть изменены так легко, как, например, в нашей семье.
Что вы имеете в виду? Что жена должна беспрекословно подчиняться мужу, делать то, что он скажет?
Елена: Не только, что скажет муж. Но и мать, отец и старшие братья мужа.
Я также очень скучаю по родителям. Они не знают языка, культуры, кроме того, здесь бывает очень жарко, поэтому они не могут жить с нами. Но мы общаемся в Скайпе.
А вы вообще планировали «иностранное» замужество?
Елена: После того, как мы встретились, было длительное время раздумий, года три. Сначала мы были друзьями. Мы переписывались, размышляли… Никто не «прыгнул» в этот брак, зажмурившись.
Что стало решающим фактором?
Елена: Притяжение.
А ваша девочка, она всё-таки больше русская или индианка, к какой культуре она принадлежит?
Елена: Она же здесь живёт, она пропитана индийской культурой. Она всё-таки индианка.
Удивительно, я сейчас шла к вам, видела - ваш преподавательский городок, улицы, дворики и думала - вы же из Ижевска, ваш ребёнок мог бы гулять, например, по улице Советской, в российскую среднюю школу ходить…
Елена: Да, мог бы…
…А вместо этого ваша Елизавета - индианка, и живёт совершенно другой жизнью.
Елена: Она не просто другой жизнью живёт, она - не то, что я. Я - русская, а она - что-то другое. Это, кстати, был самый трудный момент для понимания, осознания: твой ребёнок - не ты, не часть тебя. Он - что-то другое. Это был психологический барьер, который нужно было преодолеть.
Поэтому я никогда не буду бегать с лозунгом: «Девчонки, все выходите замуж за иностранцев!», нет. Это очень серьёзный шаг. Вообще, свадьба и замужество - это очень серьёзное дело для меня.
Просто у нас в Ижевске ещё и мужчин гораздо меньше, чем женщин. И мужчины ещё и, бывает, пьют.
В Индии другое ощущение семьи. Семья здесь - более надёжное образование, на мой взгляд. Это меня очень привлекает. Почти нет разводов. Понятие «мать-одиночка» появилось совсем недавно, в больших городах, и таких женщин можно по пальцам пересчитать.
А как вам индийские женщины относятся? Вы, по сути, у них забрали мужчину.
Елена: Они так не думают, у них мужчин гораздо больше, чем женщин. Это в России такая «погоня», «охота» на мужчин. Потому что достойных действительно мало.
Что для вас было неожиданным, с каким трудностями столкнулись?
Елена: Во-первых, во время нашего знакомства Джитендра жил в Корее, и мы планировали жить там, или в какой-то другой стране. Он сам не планировал возвращения в Индию. В момент нашего бракосочетания мы даже не знали, где он будет работать, где мы будем жить…
Когда я выходила замуж, мне было 23 года, когда мы познакомились, мне было 20, это же другое сознание! Если бы я делала это сейчас, неизвестно, что бы было, но я бы точно посмотрела на многие вещи по-другому.
Молодые не думают о практических, бытовых вещах, им достаточно чувств.
Поэтому я себя так оправдываю, извиняю - «по молодости» (смеётся)
Вам не закрадываются мысли вернуться в Россию?
Елена: Я думаю, что мужу и дочери невозможно адаптироваться в России. Мой муж - преподаватель, специалист по Корее. Если посмотреть, как живут преподаватели в России, сколько они получают, какой у них стиль жизни, то это не соизмеримо с тем, что мы здесь имеем. Поэтому, чисто по экономическим причинам, переезд в Россию невозможен.
Как здесь организуется семья?
Елена: Родители двух семей договариваются, потом - большая свадьба. Раньше жених с невестой могли встретиться только перед бракосочетанием, сейчас в больших городах развивается «свадьба по любви», и вот эти слова - «бойфренд», «гёрлфренд» - они используются.
Чем русские мужчины/женщины от индийских отличаются?
Елена: Индийские мужчины более преданы отношениям, что ли. В России, по моим ощущениям, женщина никогда не знает, как сложится её брак, сложится ли вообще. Мужчина может уйти, завести другую семью.
В России, в Америке это стало трендом и - проблемой.
Возможно, это побочный эффект свободы?
Елена: Да, точно, побочный эффект свободы.
В индийской семье больше обязательств: я женился, и я готов быть с этой семьёй всю жизнь, заботиться о жене и детях всю жизнь, я этого хочу, я принимаю такое решение, и я всё сделаю для этого.
Но если возникают проблемы, противоречия?
Елена: Все проблемы могут быть решены, считают индийцы.
Но русские мужчины более свободны, как и, в целом, страна. Более «традиционные», индийские мужчины соблюдает обязательства, это делает их хорошими супругами, настоящими партнёрами.
Джитендра: как я уже сказал, русские девушки могут понять многие особенности Индии, потому что Россия - тоже большая страна. Сложная, многосоставная, поликультурная.
Русские девушки могут управлять семьёй, поддерживать её традиции. Но он могут и легко развестись. Сейчас уже это в их культуре.
А в Индии, чтоб жена ушла это немыслимо. В Индии ты действительно женишься с ощущением, что это на всю жизнь, и брак - это не развлечение.
Елена: Да, брак - не для развлечения, а для дела.
Для дела?
Я имею в виду воспитание детей, строительство дома и так далее…
Простите, а как насчёт любви?
Джитендра: Смотрите, я, например, никогда не скажу: «Я люблю своего отца, мать». Если я скажу что-то подобное, люди будут смеяться. Но, несмотря на то, что я небогатый человек, преподаватель, мы купили большую машину и подарили отцу. Этот мой поступок покажет, что я люблю своего отца.
Или, например, я подолгу разговариваю с ним по телефону… Твои действия, то, как ты заботишься об отце и матери, и говорит о твоей к ним любви.
В Индии, когда ты заботишься о ком-то, ты таким образом выражаешь любовь.
Елена: Как сказал один наш друг: ты женился, и после ты свадьбы ты начинаешь узнавать свою жену, искать в ней хорошие стороны. А хорошее есть в каждом человеке. Это медленный процесс, и через 2-3 года возникает любовь.
Это другое понимание любви. Оно не основано на мгновенном взаимном сексуальном притяжении.
Джитендра: Приходится принимать во внимание многие вещи. Общество в Индии очень пёстрое - объединения, общины, касты…
Елена: Да, кстати, это был большой сюрприз, я думала, что касты только в книжках остались… На меня эти правила не распространяются, но люди здесь до сих пор делятся на категории. Общество относится к этому отрицательно, касты официально запрещены, поскольку это дискриминация. Правительство старается изжить это, но пока это есть.
А что вам нравится в Индии?
Елена: Прежде всего, стабильная семейная система. В России преимущественно маленькие семьи. Здесь ты - часть большого клана.
Но это ведь и непросто - каждый член этой большой прекрасной семьи имеет собственное мнение…
Елена: Да, старшие могут влиять на младших, и обычно так и происходит. Но наша семья - исключение. Мы живём отдельно.
Джитендра: Земля в Индии принадлежит отцу, до его смерти. Он составляет завещание. Старший член семьи, отец, вообще наделён большой властью. Я, например, в документах должен писать, кто мой отец. В Корее это неважно. В Корее важен возраст. В Индии вас всегда спросят, кто ваш отец. Без отца ты никто.
Елена: Да, это правда. В школьных сертификатах нашей дочери Лизы написано её имя: «Елизавета Пуленкова, дочь Джитендры Уттама». Даже я в своих документах должна писать, что я - дочь Олега Ивановича Пуленкова.
Джитендра: В общем, отец контролирует всё. И если, например, он решит, что ты его не слушаешь (не важно, сколько тебе при этом лет) или неуважительно к нему относишься, он может написать завещание не в твою пользу, без всякой логики.
Так что, ещё и поэтому дети стараются не спорить со своими родителями. Можно запросто остаться без наследства.
Как часто вся ваша семья собирается вместе?
Джитендра: Обычно мы ездим к ним в зимнее время, на 8 - 9 дней. Но у меня действительно нетипичный случай. Мой отец, будучи «village chief»…
Елена: … председателем колхоза
Джитендра: …тем не менее, вдохновил всех своих сыновей на то, чтобы они ехали учиться в город, чтобы выбрали свою профессию. Обычно отец диктует, что делать.
Бывают ли конфликты в вашей семье, и как вы их решаете?
Елена: Конфликты - это то, что в Индии не принято обсуждать, из-за иерархии. Есть просто правила, которым ты следуешь и всё.
А если жена не хочет делать то, что муж сказал?
Елена: В традиционной индийской семье это невозможно. Для женщины абсолютно нормально слушать и слушаться мужа. В Дели, конечно, девушки более независимы, они знают больше о жизни, и они начинают отстаивать свою точку зрения. И всё чаще появляются так называемые «love marriage» - «браки по любви», которые уже строятся не так, как традиционные индийские браки, когда участвуют родственники.
А какой тип брака у вас?
Елена: У нас гибрид (смеются)
Джитендра: Любовь, конечно, в браке меняется, трансформируется. Добавляется ответственность, и твоё чувство к женщине, к жене становится другим. Ответственность и забота друг о друге увеличиваются.
Как вы проводите свободное время?
Джитендра: Лена и Лиза ходят в парк, иногда к нам приходят друзья дочери, мои друзья. Мы ходим в кино, в кафе - всё, как у многих людей.
Есть ли какие-то предметы русской культуры у вас в доме?
(Елена пожимает плечами, окидывает взглядом комнату. Отыскивается кукла-неваляшка. И ещё - картина.)
Елена: Иногда я забываю, что русское, а что индийское у нас в доме. Нет, мы не собираем с пристрастием предметы русской культуры. У нас, скорее, интернациональное жилище.
Джитендра: Стол японский, один диван - французский, другой - индийский, есть ещё итальянская и корейская мебель. Как обычный средний класс по всему миру, мы имеем в доме компоненты, вещи из разных стран. Я уверен, что у вас и в России то же самое.
Елена: Я не представляю, как, например, можно российский диван транспортировать в Индию…
Но вы можете транспортировать, например, павловопосадский платок, книгу…
Елена: Это никогда не приходило мне в голову. Я живу в Индии, покупаю индийские вещи и вполне счастлива.
И вы носите национальную индийскую одежду? (Елена была в индийском костюме)
Елена: Нет, это я надела только для вас, для интервью.
Джитендра: Я попросил Елену не быть слишком уж «традиционной». Я сказал: чем больше ты будешь подчиняться правилам, тем больше они будут довлеть над тобой, ты будешь больше от них зависеть.
Хочу ещё спросить про вашу дочку. Как вы думаете, какая жизнь у неё будет? Русская, индийская, международная?
Елена: да, это большой вопрос.
Джитендра: мы всё ещё думаем над этим. Я посетил много стран, почти везде доминирует так называемая титульная нация. Пожалуй, Америка будет лучшим вариантом для нас - там люди разных национальностей могут найти, проявить себя.
Но это, конечно, очень далёкая перспектива. Пока мы живём здесь, и наш социальный круг уже сложился.
Какая ваша любимая страна?
Елена: Не могу сказать…
Джитендра: Раньше это была Корея, там была прекрасная жизнь, там я нашёл прекрасных друзей.
Америка - нет, мне не импонирует американский стиль работы, они там всё время заняты.
В Индии растущая экономика, она развивается. Очень быстро меняется сейчас. Но здесь огромные цены на жильё, особенно в больших городах. Дома в Америке дешевле.
Елена: Лиза, например, любит и Россию и Индию. У неё есть друзья и здесь и там.
Если не секрет, сколько вам лет?
Елена: Мне 33.
Джитендра: Мне (смотрит на Елену) - 47?
Елена: Да.
Вот, кстати, многие люди в Индии не помнят, сколько им лет…
Джитендра: Да, действительно так. Нам проще сказать: «я на два-три года старше тебя», или «мы примерно одного возраста».
Елена: У индийцев долгое время не было свидетельств о рождении. Сейчас стали выдавать.
Но к дням рождения они относятся довольно прохладно. В городах празднуют, а в деревнях - нет.
Джитендра: отмечать день рождения - это то, что пришло к нам из-за границы, как, например, День Святого Валентина.
Вообще же, подсчитывать время - это «не по-индийски».
Елена: Меня кто-то приглашают, например, на ужин. Я спрашиваю: во сколько мне придти? Мне говорят: Приходи вечером. И это может быть 6-7-8 часов. Как я решу. И это меня, конечно, удивляло поначалу.
Джитендра: Просто живи свою жизнь. А уж сколько лет, дней, сколько времени - это не важно. Такова наша философия.
Полный вариант - на сайте
Моя Удмуртия