О подоплеке британской политики

Oct 18, 2024 18:38



image Click to view



Оказывается, с 1930-х среди британских премьеров не было ни одного выпускника Кембриджа. Почти сплошь оксфордцы. Хотя кадры элиты и госчиновников Кембридж продолжает исправно поставлять, но вот высшего поста исполнительной власти они не удостаиваются, может ли это быть случайностью?

Действительно, на первый взгляд университеты похожи как близнецы. Или Инь и Ян, как минимум. Оба в центральной Англии. Оба возникли в средние века и были оплотами схоластики.
Генрих-8 распустил монастыри, а их имущество передал университетам, рассчитывая, что университетские теологи помогут основать Англиканскую церковь, что они и сделали. После Реформации оба университета поставляли элиту и кадры чиновников для церкви и государства; получили от королей монополию на образование вплоть до 19 века и до середины 19 века обучали только протестантов.

И все же эти университеты совершенно разные. И дело не в том, что в одном больше премьеров, а в другом - нобелевских лауреатов. И не в том, что в Оксфорде преобладают гуманитарии, а в Кембридже естественники. И тем более не в стилитических отличиях (Оксфорд легче, ярче и эксцентричнее, а Кембридж строже, серьезнее и глубже - как Бориска Джонсон против Стивена Хокинга). На самом деле, все это тоже только следствия главного различия.

Оксфорд - прокатолический, а Кембридж - пуританский.

В Кембридже учился и работал Ньютон, ученый и богослов, чьи взгляды сегодня относят к арианству, считавший католиков идолопоклонниками.
В Кембридже учились первопроходцы Реформации Томас Кранмер, Хью Латимер и Николас Ридли. Оксфорд встретил Реформацию холодно.

Когда на трон взошла дочь Генриха, ревностная католичка Мария Тюдор, Хью Латимера и Николаса Ридли доставили в Оксфорд, где они предстали перед университетским церковным судом и были приговорены к сожжению. Через полгода та же участь постигла Томаса Кранмера.
Зато при Елизавете-1 выпускники Кембриджа один за другим становились архиепископами Кентерберийскими, на протяжении 40 лет.

В Кембридже учились и познакомились с кальвинистскими идеями Джон Мильтон и Оливер Кромвель. Кромвель стал лидером Пуританской революции, и в годы гражданской войны Кембридж был оплотом пуритан и опорным пунктом парламентских войск, а Оксфорд штаб-квартирой Карла-1 и оплотом роялистов до изгнания и казни короля.

И в Оксфорде в середине 19-го века зародился англо-католицизм: Оксфордское движение. Его вдохновитель Джон Ньюмен в конце концов принял католичество, шокировав даже своих учеников. И позже многие известные католики выходили именно из Оксфорда: Ивлин Во, Грэм Грин, К.С.Льюис и Толкин, чья эпопея “Властелин колец” представляет из себя радикальный католический взгляд на мир. И, конечно, Тони Блэр, принявший католицизм сразу же по окончании премьерского срока - неслыханная дерзость, подтверждающая, что и пребывая на должности, он был тайным католиком.

Таким образом, отсутствие выпускников Кембриджа на высшем посту отражает эволюцию всей политики Британии от Пуританской революции через эпоху Блестящего изоляционизма к еврофильству 20-го века, когда Британия была втянута Францией в бессмысленную для себя Первую мировую и, с перерывом на антигитлеровскую коализцию во время ВМВ сразу после ее окончания - в холодную войну против СССР и в эпопею хождения в ЕС, завершившуюся, правда, брекзитом и внутренним раздраем в самой Британии.

Зато!!! С тех же 1930-х Кембридж превратился просто в питомник советских шпионов, включая знаменитую Кембриджскую пятерку. Короче, наши люди.

Британия, вектор истории, цивилизационщина

Previous post
Up