Функции денег, часть 1 Приходит мужик к еврею и просит: - Займи мне рубль до осени. А я тебе в залог оставлю топор. - Хорошо, - отвечает еврей, - осенью отдашь два рубля. Мужик отдает топор, забирает рубль и собирается уходить. Еврей его останавливает. - Слушай, тебе же, наверное, будет трудно отдать осенью сразу два рубля? - Трудно, - соглашается мужик. - Тогда давай сделаем так - ты мне один рубль отдай сейчас, а другой - осенью. Мужик соглашается, отдает рубль, выходит на улицу и чешет репу. - Интересно получается! Топора нет, денег нет, еще рубль должен остался, и ведь все правильно!
Люблю этот анекдот. Формально-логически в нем действительно все правильно, чистая демонстрация сути кредитования. Но как учоные политэкономы мы должны идеальную схему проверить на соответствие реальной практике. И, конечно, сразу видим, в чем ее изъян: без денег мужик от ростовщика не уйдет, ведь именно за ними он и пришел. Однако, этот даже ежу понятный факт на самом деле ничего не проясняет, а наоборот ставит нас перед новым вопросом: какая нужда заставила мужика заключить столь обременительную для него сделку? 1) Первый ответ, который придет в голову большинству: чтобы что-нибудь купить. Мы рассмотрим этот вариант вторым (в следующем посте). 2) Другой ответ: чтобы заплатить налоги, и у меня уже был пост на эту тему, так что тут не нужно много объяснять. Первая причина влезть в долговую кабалу, хоть к соседу-мироеду, хоть к банкирам - срочно получить средство уплаты налогов.
Налогоплательщику нужно раздобыть именно те средства платежа, которые требует государство. Очевидно, что сначала оно их и напечатало, потом раздало (за определенный процент) банкам, чтоб они раздали (тоже за процент) налогоплательщикам, чтоб те заплатили налоги. И очевидно, что банкиры тут прикрытие, вся схема держится на государственном насилии и не может возникнуть из добровольного рыночного обмена. Представим: крестьяне и ремесленники меняются продуктами своего труда в рамках бартерного обмена, и тут государство им предлагает: мужики, возьмите у меня монеты, через месяц мне ими заплатите. Спасибо, но на хрена нам это нужно? Чтобы какие-нибудь островные папуасы на это согласились, губернатор должен подплыть к острову на кораблях, навести на папуасов пушки и заявить, что отныне он тут власть.
[Из комментариев]Из комментариев: yakommunist 14 февраля 2023, 16:09:03 А к сути давайте. Зачем вообще Государству деньги? Понятно, что оно ими кормит чиновника или олигарху помогает избежать банкротства. Но тогда получается (как в задаче Глеба о трёх псевдо-капиталистах), что пользы от олигарха ноль, а от чиновника... даже вред. Он же потребует себе деньги на некие "расходы" (см.изначальный вопрос)
В городок приехал богатый турист. Оставив в залог 100$ хозяину гостиницы, он поднялся посмотреть комнаты отеля. Хозяин гостиницы, не медля ни минуты, берёт купюру и бежит с ней к мяснику отдать долг. Мясник, с купюрой в руках, бежит к фермеру и отдаёт ему долг за говядину. Фермер отдает долг владельцу автомастерской. Владелец мастерской направляется в местный магазин и отдаёт долг за продукты. Хозяин магазина бегом к местной девочке по сопровождению, которая из-за кризиса "обслуживала" его в долг... Девочка сразу бежит к хозяину гостиницы и отдаёт ему долг за комнаты, которые она снимала для клиентов. В этот момент обратно спускается турист и говорит, что не нашёл подходящей комнаты, забирает залог и уезжает. Никто ничего не получил, но весь городок теперь живёт без долгов и с оптимизмом смотрит в будущее...
Понятно, что никакой турист тут и не был нужен. Если бы хозяин гостиницы просто написал расписку, то она с успехом заменила бы купюру в 100$. В конце концов, можно было бы и бартерный взаимозачет произвести.
Может ли обмен родить такую ценность денег, чтоб люди были готовы «гибнуть за металл»? Ну, нам-то, из нашего мира товарно-денежных отношений, погони за прибылью, засилья рекламы и безудержного потребления, кажется, что так оно и есть: именно желание купить новую сумочку или туфли, или ружье и газонокосилку - и рождает ценность денег. Однако, если мы обратимся к патриархальному миру, то для домохозяев, производящих самостоятельно всё им нужное или обменивающих на излишки - это не так. Даже если для удобства они используют любой универсальный товар, хоть деньги, а хоть бы и бутыль самогона. Как любая замкнутая система, такая экономика пребывает в состоянии равновесия, и может оставаться в ней веками: одни и те же товары, одна и та же модель потребления, примерно постоянные цены. Конечно, и лишние деньги не помешают, но для безудержной погони за ними нет необходимости. И кстати, все мировые религии, по крайней мере монотеистические (включая и иудаизм) запрещают брать процент с единоверцев. И только внешний толчок может вывести такую систему из равновесия. Внешние соблазны.
[Из экономической истории]Для средневековой Европы таким внешним фактором была торговля с Востоком. Именно там находились предметы желаний европейской знати: шелка, фарфор, пряности, дамасская сталь, персидские ковры, арабский кофе etc. Но не было товара, который Европа могла предложить взамен, кроме золота и серебра, которые в результате безвозвратно утекали на восток. Именно в международной торговле и появился (вновь) неэквивалентный обмен: посредники-монополисты бессовестно наживались на перепродаже. Дальнейшие события всем известны: поиски путей в Индию, Великие географические открытия, рост мировой торговли - и фазовый переход от обособленных патриархальных экономических систем к международному товарно-денежному обмену.
Торговые капиталы были первыми. Следом появились ростовщические, которые выполняли инвестиционную функцию - снарядить торговую экспедицию было делом весьма дорогим. Надо сказать, что первые капиталисты были хоть и крайне жадными, но в плане риска честными: если предприятие прогорало, то убытки несли и купец, и кредитор, никто им не возмещал потерянные деньги с помощью печатного станка. И, в общем, погоня за прибылью вызвала и промпереворот, и появление новых товаров, рекламы и т.д. - и провоцирует товарный фетишизм и денежный фетишизм, когда люди готовы угробиться за деньги. Но это - когда капитализм на подъеме, а когда капитализм подыхает - то и народ к потребительству становится индифферентнее, в дауншифтинг ударяется, аскетизм.