Затерянная жемчужина средневековья
8 из 10
А вот прямо езжайте!
В Лан мы приехали раним январским утром, когда все окрестности плотно залиты молочным туманом, и были единственными, кто вышел из поезда на этой станции. Крохотный вокзал, кофейный автомат, памятник вагонетке старого фуникулера - начало было не самым многообещающим. Но потом мы сели в этот самый фуникулер (но уже новый), и поехали в средневековую сказку - прекрасный город на горе высотой 188 метров, окруженный неприступными стенами с башнями и галереями, выстроенный вокруг одного из самых красивых готических соборов, которые я видел.
Как и все остальные французские города, дан вырос из галло-римской древности, вот только был он не городом, а укрепленным пунктом - крепостью на горе, из которой хорошо просматривалась пикардийская равнина, было удобно набегать на неприятеля и отсиживаться во время его набегов.
В увеличением числи этих самых варваров и общим беспокойством вокруг значение хорошей крепости росло. К тому же городу сильно повезло, что именно здесь родился святой Ремигий, креститель франков и Хлодвига, которому за его заслуги достался архиепископский престол Реймса, где в это время была главная кафедра Северной Галлии. Чтобы родной город не пропал в забвении, Ремигий учредил в городе епископскую кафедру и назначил туда своего племянника. Это резко повысило статус города.
Второй раз Лану повезло стать родиной Бертрады Лаонской, матери Карла Великого. В результате Карл очень любил этот город и часто в нем бывал. Когда империя Карла Великого распалась, именно в Лане была столица французских королей-каролингов. Здесь родились короли Людовик IV и его сын Лотарь III. Местная епископская кафедарс стала архиепископской. В Париж столица переехала только после утверждения на французском троне потомков Гуго Капета, графа Парижа.
Но и от этого Лан, вернее его епископ, сумел выиграть: во время войны между последними каролингами и первыми капетингами он согласился сдать город Гуго Капету только в обмен на признание архиепископа лана вторым лицом в церковной иерархии Франции, после архиепископа Реймса. Ну и город тоже остался в руках епископа, куда же ему еще деваться.
Пожалуй, одно из самых громких событий в истории города - его борьба за коммунальные права. В 1109 году граждане города за огромные деньги купили у короля Франции Людовика VI «городскую хартию» и стали самоуправляющейся городской коммуной, выгнав епископа Годри на мороз. Но епископ ожидаемо обиделся, юридическим крючкотворством аннулировал хартию и силой занял город в 1112 году. На что обиделись уже горожане, которые восстали, епископа убили, и даже какой-то ушлый ланец отрезал святому отцу палец, чтобы снять с него ценный приз - епископский перстень.
На этом кровавое действо не закончилось: новые епископ Жюльбер решил, что с его предшественником обошлись несправедливо и объявил городу войну, которую выиграл в 1118 году. Горожане восстали и бились за свою свободу до 1128 года, пока хартия была восстановлена под названием «Установление мира». За это время город успел в основных чертах выстроить современную линию стен.
За следующие 100 лет свободный город ностроил практически все свои нынешние достопримечательности. В 1331 г. Филипп VI отменил партию вольностей и подчинил город себе, в результате все интересное в Лане закончилось. И слава богу - осталось на что посмотреть.
Лан - город, оседлавший вершину длинного холма. Поэтому и сам город - длинный и узкий, в плене похожий на женскую туфельку на длинном каблуке. В ширину в самом своём «толстом» месте он всего 5 улиц, а в самом тонком - в подъеме - всего 2. В городе есть масса мест, где можно одновременно увидеть обе его городские стены, и местами расстояние между ними метров 100. Поэтому город очень камерный. Обойти его пешком от носка туфли до кончика каблука, раз десять пересекая от края до края по ширине, можно часа за три. Если неспешно пялиться в витрины, смотреть на туман под холмом, разглядывать стены и пить кофе с печеньем, то за 4 с половиной.
Вся внутригородская застройка - удивительно гармоничная смесь старинных каменных домов, фахверка и современных зданий, абсолютно не вызывающая диссонанса. Во многом - за счет вывесок, выполненных в средневековом стиле и очень милых.
Но при этом Лан абсолютно живой. По улочкам уже с 10 ура заспешили люди. Открылись кофейни и магазины антиквариата, детских игрушек и всего, что потребно для рисования на бумаге, поехали машинки сборщиков мусора. а местами из-за угла выглядывают нарисованные средневековые жители Лана.
У Лана практически полностью сохранилась городская стена XII - XIII века, даже городские ворота на вид - не позже XIV. При этом из-за вертикальной ориентации города верх станы практически совпадает у уровнем городской мостовой, наверху зубцы начинаются с высоты колена, что очень удобно и при обороне, и при прокладке современных улиц: для них не нужно ломать древние стены. Можно строить прямо на них.
Зато вниз стены очень высоки: метров 3, а местами и все 50, до самого подножья холма. И, благодаря этому, вид в них открывается великолепный. Видно все на много километров вокруг. Жаль, не сделал фото со стены.
В носке туфельки Лана стоит скромная часовенка XI века в чисто романском стиле. Здание древнее, вросшее в землю, но при этом стилистически просто безупречное. Построили его Тамплиеры, на память.
В самом толстом месте Лана, в пряжке туфли, стоит главный городской собор - настоящий готический собор, только очень камерный. Внешне он удивительно гармоничный, легкий, резной, воздушный и соразмерный и городу, и людям. Построен он был достаточно быстро, лет за 70, с середины XII по первую четверть XIII века. Что, в общем, не удивительно: размера он, повторюсь, не большого.
Собор очень интересен конструктивно: в плане он симметричен, у него нет апсиды, вместо них на восточной стороне точно такие же обрамленные башнями ворота, как и на западном, а трансепт пересекает главный неф ровно посередине. Так как при такой форме церкви места для алтаря нет, он стоит прямо в трансепте, под специальной световой башней. В результате у собора оказывается 4 розы, что создает особую атмосферу и игру цвета и тени через витражи.
Боковые трансепты очень короткие, и спрятаны между домами, притулившимся к стенам собора. Пройти к ним можно через неприметные ворота.
Н башнях собора стоят 16 фигур коров. По легенде, эти коровы как-то мощно помогли в строительстве, за что и были увековечены. Заканчивали отделку собора уже в XIX века, благодаря чему так же увековеченными оказались носороги и бегемоты.
В пятке Лана стоит второй готический собор и пристроенное к нему маленькое полузаброшенное аббатство в стиле ранней готики с чертами романского стиля. Все очень камерное и уютное - собор, часовни, домик настоятеля и монастырские общежития, трапезная и прочие хозяйственные постройки. К сожалению (а может и к счастью), аббатство Сен-Мартин захватил современный медицинский центр, который его медленно и верно пожирает, одевая в пластиковые окна те помещения, которые может приспособить под себя, и забрасывая те, которые не может. Так, в милом внутреннем дворике с моими любимыми двойными галереями убрали садик и цветы, замуровали колодец и сделали стоянку для машин скорой помощи.
Видно, что город живет со своими великим историческим наследством как может, и денег на его поддержание в приличном виде не хватает катастрофически.
Стоит ли сюда приехать? Однозначно да. Стоит ли возвращаться? Не уверен. Вполне возможно, во второй приезд очарование может и рассеяться.
Ну и немного о мемасиках. Юмор в Средние века был простой, незамысловатый. Но вот сколько сил надо было вложить в такую шуточку. Это вам не картиночку в интернете запилить.
P.S. Если из фотографии не понятно, то вот тут из камня вытесан срущий мужик с голой жопой, и с десяток его пламенеющих какашек тоже вытесаны из камня, и вмурованы в крышу.