Получится - не получится

Oct 01, 2015 21:29

Пост-рассуждение.

Звучит обыденно: "дети - лучшие учителя", но это именно так. Когда б ещё я начала заниматься сольфеджио? А так, пришлось вникать и теперь непонятно, кому больше нравится, мне или Варе?
Пропеть тон или полутон? Я теперь умею, а главное понимаю, потому что после 2-х лет рядом с Вячеславом Владимировичем Асановым уметь-то я умела на слух брать, а вот понять, что именно я делаю, смогла только сейчас))
Если б не дети, как мало бы я знала о куче, огромной куче вещей, потому что ничто так не стимулирует/развивает познавательность, как детский вопрос: "Почему?"

Но есть одна неприятность, помеха, с которой сталкивается, наверное, 99% людей. Это вопрос: "Получится у меня?"
Или "А если не получится?"

Сегодня разбиралась в нём. И пришла к выводу, что в моём случае, тут место имеют 2 установки: одна - родительская, другая - своя. Первая с малых лет, проявляемая как родительские предостережения через отрицательное: "не ходи, упадёшь", "не трогай, сломаешь", а потом "мы же тебя предупреждали", иногда равнодушное6 а иногда с затаённым удовольствием.
И я помню своё чувство злости, желание второй попытки, после родительского "ты не сделала ничего, чтобы у тебя получилось" (по их мнению). Или "чтобы что-то сделать, нужно много трудиться" (с образами каторжного труда). Как хотелось после всего этого, например, сдать экзамен, выучив всё за одну ночь. А потом чувство злой радости и ощущение мощи, когда получалось, и опустошение, досада, горечь, "так и знала" после провала.
Накапливание собственной установки происходит после провалов. Когда не получилось. Думаю, что желание попробовать и так, и эдак, и вот так нормально для человека и прежде всего, для ребёнка, который расширяет черех действия и пробы границы собственного пространства могущества: что он может и в каких границах. И ошибки позволяют эти границы выстраивать, выравнивать, поправлять. А родительское "не ходи, упадёшь" - отказ ребёнку в его могуществе. Оно звучит не как предостережение, а именно как отказ в могуществе. Наверное, поэтому дети моментально бегут туда, куда "не ходи", чтобы попробовать, проверить себя. И последующее "я же предупреждала", особенно со злорадством, становится кирпичиком в стене, которая потом будет преграждать путь перед "у меня получится".
Потому что потом, во взрослости.. например, друзья:
- сходи на кинопробы, у тебя всё есть, вдруг получится?!
А человек:
- ну да, наверное можно попробовать.. (а в голове мамин голос "не ходи, упадёшь" и "я же предупреждала" и появляется страх)

А почему страшно? потому что, пошёл туда, куда говорили не ходить, упал и следует наказание. И это "я же предупреждала", накрепко связанное с маминым/папиным/бабушкиным неудовольствием, наказанием и "что за ребёнок".

Эх, этот прекрасный, позитивный настрой)) положительный, по-русски говоря)))

"Осторожнее", "аккуратнее", "переставь вазу подальше от себя, я расстроюсь, если она упадёт", "мы вернёмся домой, чтобы переодеться, и совсем мало погуляем, если ты промокнешь в луже, может ты залезешь в неё на след.прогулке, когда будешь в сапожках и купромокаемых штанах?". Как много слов. Как иначе они звучат, не в приказном порядке, а в договрном и ещё это послание "я", а не "ты". И как бывает сложно сразу найти эти слова, иногда я несу бывает такую чушь в поисках таких вот слов.
Но зато я думаю о том, что каждое следующее поколение, воспитанное без запугиваний, будет напитано любовью больше, чем наше и это будет в геометрической прогрессии и может быть, наши внуки уже не такие пустые, твёрдые и больные, как поколение наших родителей, как мы.
Укрепи нас Господи в терпении, терпимости, разуме и любви.

Мысли, Обучение детей, Женский круг, О сути, Дети, Жизнь

Previous post Next post
Up