Сольфеджио

Oct 01, 2015 20:43

Когда-то это была мука. Я сидела в музыкальной школе и откровенно тупила на нотных диктантах. Отчётливо помню именно их, наверное потмоу, что чувствовала себя абсолютно и совершенно беспомощно. На хор в музык.школу я пошла по своему желанию, пела вторым голосом и мне это нравилось, но уроки сольфеджио омрачали всю радость. Дома со мной не занимались, мама сказала: "Ты сама решила, сама и занимайся". Мне было около 8 лет и сейчас я не помню, обращалась ли я за помощью к родителям, чтобы помогли с сольфедижо или нет. Инструмента у нас не было, покупать его родители толи отказались, толи финансово не могли осилить. Можно было бы ходить в школу, заниматься на свободном инструменте, но это было трудно психологически. Сейчас я думаю, что это меня пугало, экая самостоятельность, ведь мама сидела со мной над уроками к школе, а тут надо самой, без контроля.. Поэтому на в музыкалке мне было тоскливо, несмотря на то, что петь очень нравилось. Поэтому когда кол-во двоек по ставшему ненавистным сольфеджио сильно выросло, я просто перестала ходить в муз.школу. Мне кажется, что родители вздохнули с облегчением, потому что ходила я туда одна, после школы, возвращалась тоже, до кончания раб.дня. Однажды меня потеряли и искали несколько часов, потому что родители забыли, что я предупредила о задержке: в муз.школе был вечерний концерт.
Когда Варя поступила в Гнесинку, передо мной первым встала мрачная тень сольфеджио. Ненавистного сольфеджио. Читать надо как "матан" или "сопромат", то есть как что-то очень сложное и непонятное))) Я поняла, что сопротивляюсь ему опять. Мне не хотелось заниматься с Варей, но на то я и родительница, которая прочла и обдумала много книг и мыслей, разобрала очень много скелетов в шкафу, чтобы отступать. Основное правило разбора завалов бессознательного: "Хочешь почистить шкаф - загляни в него"))
Оказалось всё не так страшно: как обычно, стандартный набор из испугов, страхов, установок, западков...Мы начали заниматься и я столкнулась с тем, что совершенно не хочу, чтобы ребёнок при словах: "пойдём" или "давай позанмиаемся" тяжко вздыхал. Чтобы в радость, а не в тягость. Поэтому пришлось спросить себя, а я-то хочу заниматься? Мне самой интересно? Оказалось, что - да. Памятуя, что только искренняя заинтересованность родителя в деле рождает интерес у ребёнка, памятуя, что лучшая учёба и запоминание - это обучение других, я начала разбираться в сольфедижо сама и просить у Вари помощи. Забавно, как будто через "не хочу", с ворчанием ребенок включился в процесс, а потом мы: "нет, я!" и "тогда по очереди" на клавиатуре повторяли домашнее задание и клеили пластилиновые нотки к нарисованным линейкам нотного стана. Варюха кинестик, она трогает, для неё это первично, поэтому пластилин и ножницы, чтобы вырезать, карандаши, чтобы рисовать - наше всё. Особенно пластилин.
Я действительо горжусь собой, как мамой, котороя смогла найти общий интерес с дочкой и чувствовать, что она рада заниматься со мной.
Ещё уроком было о смелости. О могуществе. Сложная тема в задании, тон-полутон, когда нужно было проиграть ми-фа диез - ми. Варя не понимала, а не понимала, почему она не понимает. Видимо, у Вари уже на уроке возникла сложность, потому что как только мы подошли к этому "Мотыльку" (ми-фа диез-ми), она сразу ушал в немощь: "Я не могу, мама!!" Предложения "попробовать", увещевания "у тебя получится", вопросы "почему?" ни к чему не приводили, только накал немощи возрастал. Мы уж и подышали, и смелость извлекли, но "нет и всё!" Тогда я сказала, что нам важно сделать это задание, оно последнее, а на урок нужно приходить с готовыми домашними заданяими, чтобы не отставать и идти вперёд. Что мы прервёмся, потом ещё раз вернёмся к нему, но его сделать нужно, найти подход, даже если придётся опоздать на урок. И тут вдруг Варя говориит: "ну ладно..." и делает задание. И потом повторяет уже чисто. И до меня дошло, что во-первых, Варя не любит опаздывать. А во-вторых, что для перехода от немощи к могуществу, нужно действие с использованием смелости и, как для любого перехода, нужен толчок. Преодоление страха через интерес или что-то лучшее, чем было. Наверное, переход возможен и постепенно, но что-то мне подсказывает, что это редкость. )))
В-общем, Варя прискакала с занятия и кричит мне: "Я золотую нотку получила!" За "Мотылька", конечно. )))

Кстати, Миша сказал, что Варя не понимала "Мотылёк", потому что там не гармонично, для неё это был диссонанс.
И ещё, мы с Варей музыку пропускаем через себя: пропеть, прохлопать, продышать. А Миша, например, через счёт. Приятно, что преподаватель по специльнсти такая же как мы с Варей, и после разговора со мной, попросила Мишу не считать при занятиях дома, а играть на слух))))

Могущество, Музыка, Немощь, О сути, Виолончель, Варины занятия

Previous post Next post
Up