А вот мне кажется, я разобралась, наконец, почему часто женщины становятся добытчиками в семье нежданно-негаданно.Или вдруг берут на себя мужские обязанности после счастливых годов проведённых в теле "слабой" женщины.
Дело в том, что: вот есть семья. Он зарабатывает, она рожает. Он защищает и обеспечивает, она заботится и растит детей. Каждые роды для женщины - это переход на новый качественный уровень. Пространство ответственности расширяется. У мужчины тоже. Но если у женщины пространство ответственности расширяется через детей в быту и ограничено границами хозяйства=дома: большие кастрюли, больше приготовить, больше корыто (стиральная машина), забота об большем кол-ве одежды и пр... То у мужчины по-другому, он должен больше зарабатывать. В современности именно так, в городских условиях.
Это в деревне в этом плане мужчине проще: пристроить к дому еще комнату, это вам не бОльшую квартиру купить. Посадить 10 соток картошки всей семьёй, это не в магазин ходить через день. Или каждый день: покупать, покупать, покупать...И потом, посадки опять же семьей делаются. Да, в своём доме больше ответственности у мужчины: дом, сарай, всегда найдется, что делать. Но и возможностей для расширения пространства вне дома больше. В городских условиях с приростом семьи хлопот прибавляется у женщины, ибо пространства вне дома для мужчины не существует. Только работа и магазин. А дома на него, хочешь-не хочешь, накладываются обязанности от женщины: с детьми посидеть, позаниматься с ними, помыть посуду, приготовить и тд.. женское хозяйство приходится делить.
Мужчина бессознательно с каждым родившимся ребенком жаждет увеличения своей (зона ответственности) территории, для него это качественный скачок. Расширить границы влияния. В городских условиях это невозможно.
Прочитала я презанятную и очень хорошую книгу:
Светлана Адоньева "Дух народа и остальные духи". Автор филолог, фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор, применила для исследования коллективных симолических практик социологию. Это, согласна с рецензентом, психотерапевтическая книга. По больным местам так и лупит.
Цитаты оттуда:
"В русской народной речи существуют слова, отдельно называющие разные возрастные классы мужчин и женщин. Эти слова обозначали не физический возраст, вернее не только его, но целую область правил, представлений и отношений, которые подразумевались за таким определением.
В отношении мужчин: парень (от рождения до женитьбы), мужик (от женитьбы до самостоятельного хозяйствования), сам, хозяин, большак (с момента обретения собственного дома и хозяйства и до смерти). Бобыль - одинокий старший мужчина, по какой-то причине не имевший семьи и детей, например - отставной солдат. Этот статус был экономически и социально ущербным: земельные наделы выделялась на количество мужских душ в семье. Отсутствие земли и семьи определяло низкий «моральный» статус бобыля среди прочих мужиков-хозяев. Поэтому практически всегда бобыли имели какое-то еще занятие - плетение корзин или сетей, промысел, ремесло, кроме работы на земле, поскольку ее малое количество не могло его прокормить. Знание ремесла, а также, зачастую и ворожбы, - компенсационная тактика бобылей.
...Советская власть ударила именно по мужской возрастной иерархии. Физически уничтожались крепкие большаки, опытные и успешные хозяева (на языке совдепа - «кулаки» и «середняки»), был разрушен институт схода. Власть в деревне захватывалась теми, кто получал на нее санкции большевиков в губернских центрах. Обычно это были мужчины, чья крестьянская мужская судьба не состоялась. Женившись и бросив семью, либо - не женившись, они ушли в город на заработки или на учебу. Собственно, это были сыновья большаков - парни и молодые мужчины.
Революция в российской деревне - а она произошла с коллективизацией - была конфликтом мужских поколений. Был разрушен порядок освоения степеней ответственности. Отныне и надолго социальный успех мужчины определялся его символическими достижениями - медалями, наградами, грамотами и привилегиями. Оценивающей группой оказывалась партия, которая была, как многие из нас помнят - «ум, честь и совесть нашей эпохи». Партия раздавала честь.
Социализация мужчин советского времени успешно проходила до стадии «мужиков»: дворовая ватага, армия/война, женитьба. Именно эти модели поведения успешно транслировались советскими поколениями: мужская группа с сильными коллективистскими связями, ответственность перед нею, риск и агрессивность. В-общем: «сам погибай, а товарища выручай», «один в поле не воин», «один за всех и все за одного» - хорошо известная нам этика коллективизма.
На этапе освоения большины социализация давала сбой: удалые уходили на фронт и погибали, уезжали на стройки страны, поднимали целину, служили в армии, сидели на зонах и т.д. и т.п. Функцию оценивающей группы старших мужчин приняла на себя опять-таки партия. Не столько с ее геронтократией верхов, сколько с приватностью, «банностью» отношений местных парткомов. Если в кабинете директора общались на «вы», то в парткоме те же люди были на «ты». Малая доля «товарищей-женщин» в составе партийных комитетов существенно на этот мужской институт не влияла.
Итак, путем для социального роста мужчины была партийная лестница - пионерия, комсомол, партия. На каждом ее марше форма отношений выстраивалась подобно «мужскому союзу» - шатии, где ценность товарищества (коллектива), выше ценности своей семьи, где есть «Иван Иванович», гарантирующий договоренности своим авторитетом. " Ссылка на оригинал ниже.
То есть, мужчина не до конца проходит свои возрастные Переходы. Он, если побывал в армии, всё-таки способен стать мужиком, если у него появляется свой дом, способен стать большаком. Но если своего дома нет, а квартира - это не ДОМ, это маленькое пространство, которое не способно обеспечить состояние "владения", то большаком он не станет. Никогда.
Образно говоря, он не повзрослеет. Его пределом останется мужик, который при хозяйстве, а Хозяина нет. И эту роль на себя в семье, хочешь-не хочешь, возьмет женщина. Потому что, в квартире - её быт, её хозяйство. Качетственно поднявшись, женщина почувстсвует, что мужчина ниже её по рангу и .. вуа-ля. Есть семья, есть Хозяйка, есть мужик, но нет Хозяина.
Прямо-таки настаиваю на прочтении книги, но есть и в сети, то от чего я оттолкнулась:
Большак и большухи. (очень полезно и это прочитать, тем кому интересна тема отношения к материнству в традиции, в СССР и современности,
тема родильных домов >>>)