Св. Иоанн Златоуст о покаянии

Mar 18, 2012 19:22



Восстанем, возлюбленные, восстанем хотя ныне и будем стоять твердо. Доколе мы будем лежать? Доколе будем упиваться и предаваться житейским пожеланиям? И ныне благовременно сказать: к кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? (Иер. 6, 10). Так все сделались глухи к учению о добродетели и потому исполнились множества пороков! Если бы можно было обнажить души, то как между воинами после поражения видны то мертвые, то раненые, такое мы увидели бы зрелище и в Церкви. Посему увещеваю и прошу, подадим друг другу руки и восстанем; ибо и я из числа раненых и требующих врача. Не отчаивайтесь; раны наши хотя тяжки, но не неисцельны. Врач наш таков, что мы только бы чувствовали раны, а Он, хотя бы они были крайне опасны, откроет нам много путей ко спасению. Если ты оставишь гнев на ближнего, то и тебе будут прощены грехи твои: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, говорит Господь, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Если ты подашь милостыню, то и твои грехи будут прощены: искупи грехи твои, говорит пророк, милосердием к бедным (Дан. 4, 24). Если будешь усердно молиться, получишь прощение; это доказывает вдова, неотступною просьбою преклонившая на милость жестокого судию (Л к. 18, 5). Если станешь осуждать себя за грехи свои, получишь утешение: говори ты о грехах твоих, чтобы оправдаться (Ис. 43, 26). Если станешь скорбеть о них, и это будет для тебя полезным врачевством: Я видел, говорит Господь, пути его и исцелю его (Ис. 57, 17). Если будешь великодушно переносить постигшее тебя бедствие, от всего избавишься; ибо и богачу Авраам сказал: получил Лазарь злое; ныне же он здесь утешается (Лк. 16, 25). Если окажешь милость вдовице, очистятся грехи твои: защищайте, говорит пророк, сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю (Ис. 1, 17-18). Бог не оставит на тебе и следа от ран твоих.

Хотя бы мы впали в такую глубину зол, в какую впал сын, расточивший отеческое имение и питавшийся кормом свиней, и тогда, если покаемся, непременно спасемся; хотя бы должны были тысячу талантов, и тогда, если припадем ко Господу и не будем помнить зла, получим прощение во всем; хотя бы заблуждались так же, как овца заблудшая, и тогда Господь может спасти нас; будем только мы желать этого, возлюбленные; а Бог человеколюбив. Для Него довольно было и того, что должник тысячи талантов припал к Нему, что расточивший отеческое имение только возвратился, что заблудшая овца пожелала быть спасенною. Посему, представляя себе Его человеколюбие, будем умилостивлять Его здесь и поспешим принести пред лице Его исповедание, дабы, отошедши отсюда неоправданными, не подвергнуться тяжкому наказанию. Если в настоящей жизни мы покажем хотя некоторое тщание, то получим величайшую пользу, а если отойдем отсюда, нисколько не исправившись, то, как бы мы ни раскаивались там, не будет нам от того никакой пользы. Надобно подвизаться, пока мы еще на поприще; а по окончании зрелища бесполезно плакать и рыдать, как делал богач, который, хотя плакал и рыдал, но напрасно и тщетно, потому что пропустил надлежащее время. Впрочем, не он один, а много и ныне подобных ему богачей, которые денег не презирают, а душу презирают. Я удивляюсь, когда вижу, как часто они просят у Бога милости, а сами к себе немилосерды, не щадят души своей, как будто она враг их. Не будем шутить, возлюбленные, не будем издеваться и обольщать себя, прося себе у Бога милости, а сами предпочитая этой милости деньги, пресыщение и все прочее. Если бы кто предложил тебе на суд дела какого-нибудь человека и сказал бы, что он, подвергаясь смертным опасностям и будучи в состоянии небольшим количеством денег освободить себя от погибели, решился лучше умереть, нежели потерять сколько-нибудь своего имущества, то ты, конечно, признал бы его недостойным никакой милости или прощения. Так суди и о себе самом, ибо и мы делаем то же - пренебрегаем своим спасением, а дорожим деньгами. Как же ты можешь испросить милость у Бога, когда не щадишь сам себя и предпочитаешь деньги душе?

Св. Иоанн Златоуст. Из 23-ой беседы на Первое послание к Коринфянам

Святоотеческая литература, Православие, Великий пост, Иоанн Златоуст

Previous post Next post
Up