Dec 20, 2007 22:23
Исследование истории отношения к сновидениям и работе с ними в древних цивилизациях и традиционных культурах приводит нас к выводу о том, что практики обращения к сновидениям настолько разнообразны, а культурные техники, в которые они оформились, так изощренны и многофункциональны, что попытка отбросить этот специфический аспект анализа культуры была бы равноценна потере одной из самых загадочных стратегий адаптации человека к собственной природе. В Древнем Египте, античной Греции и других исторических типах цивилизаций обнаруживаются приемы обращения к источнику сновидений за советом и исцелением. Не менее яркими и удивительными, на взгляд современного человека, являются примеры интеграции специфических техник работы со сновидениями в сферу политики, образования и первичной социализации. Например, механизмом политической регуляции межплеменных отношений внутри группы народностей ирокезов (мохавк, онейда, онондага, кайуга, сенека и гурон) был ритуал «Онохаройа». Суть его заключалась в том, «что каждый год через некоторое время после первого снегопада представители разных народностей племени собирались вместе для совершения особого ритуала единения. Выбранные индейцы осуществляли длинные переходы к месту встречи. Собравшись вместе, участники с помощью масок должны были представить свои сны». (И.А. Бескова «Природа сновидения. Эпистемологический анализ» страница 58) Примером уникальной техники работы со сновидениями, направленной в том числе и на выполнение функции первичной социализации, является практика племени сеноев - этнической группы, проживающей в горных джунглях Малайзии. «Сенои воспринимают сновидения как науку, которой с детства обучают своих детей. Каждое утро отец вместе со старшими сыновьями анализирует сны всех своих детей. Учит их как правильно использовать толкование сна, инструктирует, каким образом поступить в следующий раз в ситуации, вызвавшей затруднение в данном конкретном случае. Так, например, если ребенку снится падение со скалы и он в ужасе просыпается, родители могут сказать, что это был очень важный, очень ценный сон, которого не нужно боятся. Это духи земли приглашали его к себе. И ничего страшного не произошло бы. В следующий раз, когда приснится что-то подобное, ребенок должен не пугаясь, мягко спланировать на землю, встретиться с обитателями той территории, на которую он опустился, постараться как можно больше узнать о месте, где побывал; если удастся, получить дары, и принести их своему племени. (…) Важным является тот факт, что обсуждая совместно с другими свои сны, дети чувствуют себя социальными партнерами взрослых. Они ощущают, что приняты сообществом. Возможность передать свои переживания другим поддерживает детей, поскольку они весьма зависимы от того, как принимает их сообщество, а так же от одобрения и критики взрослых». (там же страница 59) Как же редуцированно выглядит место, отведенное сновидению в модернизированной культуре на фоне такого многообразия понимания ценности жизни, протекающей в сновидении, и использования его как ресурса познания и освоения мира. Несмотря на многочисленность обращений к исследованиям проблемы сна, осуществляемых в рамках современных представлений о природе сновидения, все они по сути своей сводятся к констатации ограниченности возможностей рационально-теоретической методологии европейской научной парадигмы в попытке раскрыть суть такого феномена как сновидение, - как бы ни интересны были факты, собранные учеными о связи так называемого БДГ (быстрого движения глаз) и переживаниях тех, у кого оно наблюдается в парадоксальной фазе сна. Не умаляя значимости научных исследований сна, сновидений и связанных с этой областью практик признанных в западной культуре, приходится констатировать, что область возможного использования собственных сновидений значительно ограниченна. «РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ» направлена на создание и развитие практик обращения к снам с различными целями доступных любому мало-мальски думающему и интересующемуся собственной душевной жизнью человеку. Почему «рациональный западный индивид» так не всерьез относится к свой жизни во сне? Потому что его не обучали с детства - как это делается в культуре племени сеноев - работе с собственными сновидениями. Но этот навык можно освоить. «РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ» позволяет формировать и развивать это полезное умение. В чем же полезность такого умения? Исследователи малазийского племени сеноев - носителей уникальной практики работы со сновидениями глубоко укорененной в их повседневной жизни (как сказали бы культурологи - существующей на обыденном уровне культуры) - констатируют такой факт: в племени сеноев нет самоубийств, чрезвычайно низка агрессия. Наверное, было бы не совсем обоснованно утверждать, что эти факты - необходимое следствие и результат развитого сеноями искусства работы со сновидениями. Но также неверно было бы утверждать, что их гармоничное существование никак не обусловлено этой практикой. Но точно одно - люди видят сны, и не учитывать эту информацию поставляемую человеку самой системой "человек", воспринимать сновидения как "информационный шум" - равнозначно признанию неведения о человеке вообще и о свой жизни в частности.
Технократическая западная цивилизация активно диффундирует в традиционные и примитивные культуры, навязывая им свой порядок и картину мира. Но кто сказал, что не возможны и обратные культуртрегерство, заимствование и диффузия? РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ - как раз такая попытка интегрировать в нашу культуру экологическую практику обращения к себе и своей скрытой жизни через сны.