Талис, клятва и благословение

Jan 23, 2012 16:11

Недавно учили в «Баба-Меция».

Краткое вступление. Трактат начинается с мишны, описывающей (в частности) порядок разрешения конфликта, который бейс-дин, куда прибыли конфликтующие, видит следующим образом:

Двое человек входят в зал суда, вцепившись с разных сторон в талис. Каждый из них заявляет, что именно он нашел талис и талис принадлежит ему целиком.

Мишна предписывает разрешить подобный конфликт так: каждый из пациентов должен поклясться, что (это будет важно) у него нет в этом талисе менее половины [«’אין לו בה פחות מחצי»], после чего (спорная часть) талиса делится между тяжущимися поровну.

Как водится, незамысловатая, на первый взгляд, законодательная ситуация, таит в себе море информации, закавык, сюрпризов и интересностей. На странице 5б, например, мудрецы выясняют, почему мишна предписывает тяжущимся клясться в форме, чреватой злоупотреблением?

- Где тут возможность злоупотребления? - спросим мы. - Очень просто. Клятва, о которой говорит в этом месте мишна, установлена мудрецами для того, чтобы человек трижды подумал, прежде чем рискнуть (например) сесть на хвост человеку, нашедшему ценную вещь. Побоявшись последующей необходимости дать ложную клятву, он откажется от преступного замысла. В предлагаемой же мишной форме, клятва в большой мере теряет свой смысл. - Человек, клянущийся, что у него нет в талисе менее половины, может подразумевать, что не обладает в талисе совсем ничем (даже долей меньше половины, - ведь талис, действительно, не его, это не он талис нашел). И клятва его будет, таким образом, как будто «истинной». Следовательно, страха перед такой клятвой он испытывать не будет.

- Не лучше ли было установить клятву в более однозначной форме? Пусть каждый из тяжущихся поклянется, что он обладает, по меньшей мере, половиной талиса.

Рав Ѓуно поясняет, что, в действительности, мишна подразумевает, что текст клятвы включает в себя и утверждение о принадлежности клянущемуся некоторой части талиса: «Я обладаю частью этого талиса, и у меня нет в нем менее половины».

(«Тейсфейс» задаются вопросом, с какой стати суд вообще должно интересовать, что себе думают в этой ситуации тяжущиеся. Ведь прежде заклятия суд предупреждает их, что они заклинаемы «על דעת בית-דין». Их мысли и намерения, в данном случае, не играют роли. - Ответ: тем не менее, необходимо сформулировать клятву в форме, допускающей разночтения в минимально возможной мере).

[На всякий случай: этим рассуждением разговор о формулировке клятвы, конечно, не ограничивается].

* * *

Вчера в нашей общине произошло радостное событие. Поженились Мотл Гордон и Рейзл... тоже теперь Гордон, наверное. :) Душа давно ждала праздника, и он-таки на нашу улицу пришел! Было здорово! Пожалуй даже так здорово, как, давно не было. Такой веселой свадьбы в нашей синагоге уж много лет как не играли! (Может быть, правда, меня не всюду звали повеселиться :)).

Ну, и традиционно отправился я в очередь к святому хосону за благословением.

(Хосон в описываемом случае был повышенной ответственности. Помимо общих плясок, станцевал он персонально, как мне кажется, вообще с каждым. Я бы просто сдох, но Мотл оказался завидно вынослив. Я все пытался подставить ему стул, как это обычно на свадьбах делают, чтобы хосон посидел, отдохнул, а другие перед ним покувыркались, попрыгали. Но этот жест всеми воспринимался однозначно, как повод для того, чтобы хосона на этом стуле поднять. - Немного похоже на то, как у арабов, леавдиль, кофе наливают, пока не перевернешь чашку, - прокомментировал эту тему Дани Аш, который, кажется, единственный уловил, что происходит. То же и с благословениями. Хосон добросовестно стоя (!) обслужил на этот счет всех гостей).

По неведомым для меня самого причинам (вероятно, просто спьяну), я рассказал ему примерно то, что в этом тексте находится над звездочками, только чуть подробнее. Хосон все внимательно выслушал и моментально нашелся:

- Не знаю, говорит, реб Шмулик, чем тебя и благословить! У тебя все уже есть! - Ну, пускай все, что у тебя сейчас есть, станет меньшей половиной того, что у тебя будет!

По-моему, гениально!

Так вот (это же, на самом деле, поздравительный текст), «каждый благословляющий, сам благословляется» своими собственными пожеланиями. Чтобы все хорошее, чем молодая семья обладает сегодня (а у них тоже все главное, слава Б-гу, на месте!) умножилось так, чтобы показалось малой частью того, чем они будут обладать в ближайшем будущем!

И это, конечно, в дополнение к традиционному пожеланию, чтоб их семья стала вечным зданием, основанным, разумеется, на основах Торы и заповедей, поскольку именно и только Тора и заповеди способны дать этому строению вечное существование!

около учебы

Previous post Next post
Up