Как-то раз в мои руки попала книга Михаила Трофименкова "Убийственный Париж". Этот сборник "городских легенд", а точнее - громких криминальных историй Парижа, произошедших в самые разные времена в самых разных столичных округах - произвел на меня такое большое впечатление (вкупе с фильмом "Набережная Орфевр, 36"), что тема французской полиции (ее организационного и антропологического измерения) стала для меня более, чем интересной. Другим "идейным вдохновителем" послужила статья Себастьяна Лорана о зарождении и эволюции французских спецслужб в годы Третьей республики. Поскольку разведывательные и контрразведывательные подразделения во Франции появились на свет благодаря тесному сотрудничеству с полицейскими структурами - неудивительно, что полицейская тема в Service de renseignement является одной из ведущих.
Что читатель может ожидать под катом? Это небольшой "вольный" очерк на тему французской полиции конца 19 - первой половины 20 века. Небольшой с точки зрения хронологии, но достаточно крупный для среднестатистического размера поста. По сути, это моя робкая попытка хоть как-то понять и систематизировать эволюцию правоохранительных структур во Франции, поэтому в начале сюжета я буду периодически подглядывать и в более дремучие времена. Трудно сказать, воспоследует ли продолжение этой темы (полиция в межвоенный период, Оккупация, Алжир и бандитизм, Бруссар и Эме-Блан), во всяком случае, я совершенно не претендую на полноту исследования вопроса, не говорю никакого нового слова в науке, но старательно пересказываю читателю последние (и не очень) достижения французской историографии в этой теме. :) Библиография в конце списка неполная и без выходных данных (простите, было лениво!) ;)
В общем, поехали!
Французы очень любят свою полицию.
Нет, я не проводила соцопросы и не читала подобных. Просто ничем иным объяснить безумный шквал академических и научно-популярных работ, связанных с полицейской тематикой, я не в силах.
Вы можете искать литературу о BRI - и утонуть в ее количестве. Вы можете озадачиться поиском академических статей по "бригадам Тигра" - и понять, что Вам и суток не хватит, чтобы обработать весь доступный массив. А можете поставить задачу поиска чего-то экстравагантного - и тоже найдете. Французская полиция - любимый герой книг и исследований, а некоторые ее яркие персонажи типа комиссара Бруссара - звезды, не сходящие с экранов и страниц медиа-ресурсов.
"В начале было слово..."
Начать (не с самого начала, но все же!) историю французской полиции можно со слов Альбера Штрауса:
"Это наша полиция: организация без всякой сплоченности, лишенная иерархии, настоящего лидера, без всякой солидарности, скорее - с ненавистью к ближнему. Вот она - система, господствующая со времен Революции".
Реальность, в которой знаменитый на излете 19 века французский адвокат Штраус имел удовольствие работать, заключалась в том, что Третья республика наследовала свою правоохранительную систему еще со времен Революции. Точнее руководство Франции столкнулось с "синергетическим эффектом" - с 1789 по 1870-е годы полицейская система реорганизовывалась, реформировалась и прирастала новыми структурами. В итоге получился своего рода винегрет из нескольких "видов полиции", отличавшихся друг от друга практически всем: комплектованием, возможностями, статусом, территорией обслуживания. Обилие столь отличных друг от друга организаций обусловило и непреходящее соперничество внутри правоохранительной структуры.
Попробуем посмотреть внутрь "пирога":
• Sûreté générale
"Сюрте" - организация достаточно древняя, которой, вместе с тем, легко придать ложный смысл - за всю историю существования полицейских и "прото-полицейских" органов во Франции, словом "Сюрте" обозначалось многое.
Вы можете открыть французскую википедию - и увидеть "Сюрте" Эжена Видока, и подумать, что это "оно". И это будет ошибкой.
Вы можете увидеть и такое любопытное образование как "Комитет Сюрте" - и его не стоит записывать в историю той "Сюрте Женераль", о которой сейчас идет речь.
Вот так выглядела эволюция "Сюрте женераль". Автор схемы - Жан-Марк Берльер.
Итак, "Управление безопасности", по большому счету, ведет свое начало от 1853 года - до этого времени существовал его предок - "Министерство полиции" - образование достаточно эфемерное, чтобы долгое время быть правдой. Начиная с 1859 года Сюрте с переменным успехом лишалась своей независимости (имеется в виду национальный статус службы), сначала она перешла под управление парижской префектуры, потом стала подотчетна Министерству внутренних дел. Только в 1903 году Сюрте вновь обрела автономность и начальника.
Всю свою историю Сюрте женераль была знаменита тем, что играла исключительно политическую роль. Уютно располагалась на rue de Saussais и имела свой исполнительный аппарат - "специальную полицию" (police speciale). Иногда в историографии эту структуру называют "police speciale des chemins de fer", но стоит иметь в виду, что "полиция железных дорог" (так переводится вышеупомянутое название) и ее комиссары - изначально лишь одни из тройки. Остальными "игроками" были комиссары приграничной зоны (commissaires des postes-frontieres) и комиссары в портах (commissaires des ports).
Схема общего типа. Сюрте - входит в структуру МВД, но в отличие от полиций разных видов отвечает за всю Францию сразу (ну кроме Парижа)
Важно отметить, что первые комиссары такого рода (занимавшиеся наблюдением за политической безопасностью) появились в 1811 году: им предписывалось следить за иностранными гражданами, коммерческими операциями, разного рода общественными службами, политическими и религиозными организациями, приглядывать за своей администрацией, а также вести наблюдение в пограничной и береговой зонах. Декрет, согласно которому комиссары "появились на свет" был отменен в период Реставрации, но комиссарам "удалось выжить". В 1846 году о них снова заговорили, на этот раз в контексте острой потребности в наблюдении за железнодорожными узлами: новый вид транспорта и его инфрастуктура стали хорошей средой для распространения преступности и фактически были лишены всякого полицейского контроля, кроме того - увеличение скорости перемещения способствовало более эффективному уклонению от правосудия. Еще до образования соответствующих структур, чтобы как-то решить эту проблему, были выделены специальные комиссары, следившие за порядком на линии Париж - Сен Жермен. 22 февраля 1855 года декретом Наполеона III была создана "Police des chemins de fer". Комиссары (их было 30) прикреплялись каждый к своей железнодорожной линии. Постепенно, "железнодорожные комиссары" стали возвращаться к своим корням - то есть от контроля общественной безопасности перешли к политическому наблюдению и фиксации передвижений иностранцев на территории Франции. Потом наступили на горло полиции, обслуживающей зоны фронтира (порты и границы) и перешли под управление МВД, отправляя доклады и рапорты через Сюрте, предварительно отчитываясь вышестоящим префектами (закон от 1882), а "зона обслуживания" специальной полиции обрела новый статус - отныне она работала не на "линии", а в "департаменте".
Сколько часов требовалось, чтобы доехать от Парижа до ключевых городов Франции?
(Malles-postes - почтовая карета)
Установление республиканского строя в 1870 году поставило под вопрос жизнеспособность "политической полиции". Она считалась пережитком авторитарного строя, угрожающим новым демократическим порядкам. И приговор комиссарам железных дорог был почти подписан, как в Палате депутатов, в декабре 1893 года раздался взрыв - бомбу на трибуны запустил 33-летний человек с трудной юностью и нищим настоящим - анархист Огюст Вайан, соратник знаменитого анархиста Франсуа Равашоля. 50 человек ранено - но именно этого и добивался Вайан - не убить, а ранить. "Потому и начинил свою бомбу гвоздями" - так он объяснял на суде.
Где-то тут поборники республиканских ценностей поняли что политическая полиция - очень важная штука. И продлили ей жизнь.
На самом деле сводить все к конкретному эпизоду с Вайаном было бы исторически непрофессионально, и больше похоже на поиск простых и громких ответов, поэтому выражусь так: в деле сохранения политической полиции сыграло роль шаткое положение республиканцев во Франции, постоянное наличие политической угрозы со стороны правых, всплеск деятельности анархистов (1894 год - убийство Сади Карно!). В связи с этим Сюрте стала опорой нового режима. Исследователи отмечают также определенную "административную инерцию" в этом вопросе.
Обложка "Le petit journal" с зарисовкой происшествия
Но функция обеспечения государственной безопасности отныне была не единственной - в годы Третьей республики "специальная полиция" стала инструментом военной контрразведки Франции и работала совместно с недавно созданной "Service statistique" 2-ого Бюро Генерального Штаба. Военные "использовали" инспекторов и комиссаров полиции с одной стороны, для своевременного получения оперативно значимой информации (подозрительные лица, их приметы, передвижения, и т.д.), с другой - для работы с агентурным аппаратом. Считалось, что полиция обладает связями в разного рода круга и способна их поддерживать, в отличие от военных, которым было негоже "марать мундир" "теневыми контактами". Контакты и передача информации от Police des chemins de fer к Service statistique осуществлялся через руководство Сюрте, что время от времени не доставляло радости руководителям Службы статистики - они стремились наладить общение напрямую с обладателями информации.
• Polices municipales
Принципы работы муниципальной полиции стоили чехарды всей правоохранительной системы Франции.
Казус заключался в том, что французское общество металось между двумя политическими идеалами: республиканским и административно-централизаторским. Первый полагал полицию естественным инструментом местных властей, и происходил от муниципального закона 1789 года. Второй, соответственно, государства. Что характерно, обе эти тенденции сосуществовали в разные периоды истории Франции и актуализировались в зависимости от политической ситуации. Поэтому основной сложностью для законодателей Третьей республики стала попытка скрестить ежа с ужом - с одной стороны, зримо соответствовать республиканскому идеалу (а значит, быть приверженцем идеи широких полномочий муниципалитетов), с другой - уберечь республиканский строй от посягательств иных политических сил путем замыкания ключевых структур на госаппарат. Именно муниципальный закон от 1789 года "заложил бомбу" в этом споре, делегировав полицейские полномочия от государства - местным властям, хотя и с оговоркой, что работа должна идти в согласовании с вышестоящими структурами. Этот источник практически сразу стал предметом ожесточенных споров, главным образом, в части государственного контроля над действиями муниципальных властей (сюда входит и контроль над полицией) - формулировка закона предусматривает работу под контролем l'autorite (властей) и служит причиной раздоров. Таким образом, одни трактуя источник, отмечают делегирование полицейских функций муниципалитетам и выделяют два вида полиции - "муниципальная" и "государственная". Другие интерпретируют его так: прежняя трактовка закона 1789 года был в корне неверной и это была лишь формальная уступка городам со стороны центральной власти. Но все это только теория. В реальности полицейские функции в муниципалитетах были возложены на мэров. И поначалу это не вызывало противоречий и не создавало угрозы децентрализации полиции, так как мэр назначался центральной властью. Совсем другое дело, когда мэр избирался независимо от воли центральной власти и того хуже - был ей оппозиционен. Вопрос финансирования был совсем туманным, но если пытаться его хоть как-то упорядочить, то, условно - были города в которых шефы местных департаментов финансировались напрямую из бюджета МВД, были города, в которых комиссар назначался МВД, но оплачивался мэром, а были и такие города, где муниципальные власти и назначали полицейских чинов, и оплачивали их работу. Большинство городских полицейских при этом имело весьма посредственную квалификацию.
Как я уже сказала, муниципальный закон от 1789 года на долгое время обеспечил Францию неутихающими спорами. В ходе таковых, руководство страны постоянно пыталось балансировать между полномочиями мэра и полномочиями префекта. Муниципальные законы 1837, 1851, 1867, 1885 годов - все это попытки найти ту степень либерализации полицейской структуры, которая устроила бы всех ключевых игроков. Знаковым в данном контексте представляется 1855 год: тогда было установлено, что в городах с населением более 40 000 человек мэр назначается правительством, а сотрудники полиции (личный состав, исключая комиссара) назначаются мэром по согласованию с префектом, которых только последний мог освободить от занимаемой должности. Расходы на содержание полиции отныне были фиксированными и прописывались в законе.
Города от 5 000 до 40 000 жителей также имели назначенного сверху (от Сюрте) комиссара, который, тем не менее в реализации своих полицейских функций подчинялся мэру. Над всем этим "безобразием" стоит префект, который следит за нерадивыми муниципалами, осуществляет функцию контроля.
С населенными пунктами, что имеют менее 5000 жителей - все понятно. Там мэр - власть и полиция в одном лице, а если приходят сложные времена, он просто обращается к местным жандармам.
Можно сказать, что вот в таком интересном состоянии французская муниципальная полиция дожила до Второй мировой.
Вы спросите, а где же централизаторские устремления руководства страны? Но французы были бы не французами, если бы не пришили к телу полиции третью ногу -
• Polices municipales étatiséesНаверное, корректнее всего это следует перевести как "огосударствленная полиция".
Во Франции существовали города, которые в условиях господства муниципального закона стояли на особом счету. В первую очередь, это Лион и его агломерация. Еще в 1851 году тлетворное влияние муниципального законодательства в нем было хитро придушено и Лион стал городом с государственной полицией, никак не зависящим от принципа выборности. Сосуществование муниципального и государственного элемента решалось примерно так: львиную долю финансирования лионской полиции брало на себя государство, муниципалитет нес несущественные мелкие расходы. Во главе такой полиции стоял префект. Именно такая модель правоохранительного устройства стала прообразом для дальнейшего "марша за этатизацию полиции". Еще ранее 1850-х годов отдельным статусом, разумеется, обладал Париж со своей Префектурой (подробнее о ней чуть дальше). Но парижская Префектура - она совсем на особицу, далеко не все исследователи "втискивают" ее в рамки "Polices étatisées", а кто и втискивает все равно отмечают ее особый статус в рамках этого феномена, так как она по сути находилась вообще за пределами муниципального закона.
На следующей схеме вы увидите как в полку государственной полиции прибывали новые участники:
• Préfecture de police
Префектура Парижа, основанная в 1800 году Наполеоном Бонапартом, отвечала за спокойную жизнь столицы и департамента Сены. Структура и оснащенность парижской полиции была настолько поразительной по сравнению с провинциальными отделениями, что, казалось, жемчужине Франции ничего не угрожает. Потому что Префектура Парижа это: "Gardien de la paix" (Стражи порядка, осуществляющие т.н. публичный надзор. Они существуют и по сей день и занимаются все тем же), делившиеся на "бригады резерва" и "бригады округа" (деление происходило по масштабности исполняемой задачи: первые на крупных мероприятиях, вторые - рутинное наблюдение) и целая россыпь полиций: сыскная полиция, полиция нравов, служба безопасности, "политическая бригада" - аналог уже упоминавшейся police de chemins de fer Сюрте, только для Парижа, итд. Ютилось в недрах Префектуры даже отродье Июльской монархии - service de garnis - служба, патрулировавшая меблирашки: все же знают, что это рассадник смуты и брожения.
Бюджет Префектуры был несравним даже с бюджетом Сюрте, ее сотрудники зарабатывали много больше любого другого силового подразделения. Более того, некоторые исследователи даже называют Префектуру "государством в государстве".
Эти бравые парни - Gardiens de la paix.
Видела их в товарном количестве год тому назад в Париже на курдской демонстрации. Фотографировать не рискнула, так как говорят, за это турма-сидеть.
• GendarmerieЖандармерия - вообще не полиция. А точнее - не совсем не полиция. История ее такова, что долгое время ей приходилось идти рука об руку с правоохранительными органами, несмотря на то, что она являлась армейской структурой. В 19 веке в сознании французов основная полицейская функция понималась примерно так: поддержание порядка силовым методом. С этой точки зрения, жандармерия была впереди планеты всей - вооруженная сила, способная спасти город от шальной забастовки. Словом, несмотря на то, что жандармы находились в подчинении министерства обороны, в круг из задач входило и поддержание общественного порядка, и в этом поле жандармерия подчинялась министру внутренних дел и конкретным префектам, с которыми ей случалось работать. Последние имели возможность запрашивать военной силы в случае серьезной угрозы общественному порядку.Амбивалентность жандармской службы (я упомянула в начале, что это "чуточку полиция") заключалась в том, что она выполняла полный комплекс полицейских функций в малочисленных населенных пунктах (менее 5000 жителей), можно сказать, в сельской местности. В деревенские дебри, так уж получилось, нога полиции не ступала, зато ступала мускулистая нога жандармской лошади. В качестве благодарности за несение такой службы, им разрешили называться "служащие судебной полиции".