Если начать играть поздно по возрасту

Nov 30, 2015 13:41

Продолжая читать полную коллекцию постов Бернарда на форуме pianostreet, выдёргиваю очередной текст. Я беру его в том месте хронологической последовательности, где сам читаю в настоящее время. В прошедшие дни мне попадалось и другое интересное, но писать непрерывно и часто в свой блог считаю немного бессмысленным занятием (ещё раз отсылаю читающих по английски самостоятельно почитать другие его посты), поэтому ограничусь периодическим созданием мотивирующего фона ))) Ведь, по существу, все мои посты мотивирующие, а не о технических вопросах игры. А внешне мотивировать кого-то каждую секунду бессмысленно. Пост как таблетка - принял и на какое-то время уровень гормонов приподнялся )))

Пост Бернарда:

Вопрос:
Бернард, я начинающий с самого нуля взрослый (37 лет, работаю в финансовой сфере в Нью Йорке, только 10 дней назад узнал, где находится средняя нота ДО и стал учить ноты). Я смогу заниматься около часа в день. Я люблю музыку, но никогда не учился сам играть её. У меня нет финансовой необходимости и желания становиться концертным исполнителем. Мой вопрос следующий: смогу ли я когда-нибудь играть на профессиональном уровне, который я определяю как игру на уровне выпускника хорошей музыкальной школы, лет так через 10-20? Также в нью-йоркских школах Маннес, Хантер и возможно других, есть факультативные и вечерние курсы, где можно получить свидетельство об образовании или диплом по музыке, не бросая основную работу. Имеет ли смысл обучаться там, и какой базовый уровень игры необходим, чтобы поступить туда?
Спасибо!


Я не знаю требований для дополнительного вечернего образования, которое вы упомянули (не знаком с этими курсами). Может быть другие участники форума смогут вам помочь в этом.

Стоит ли на них ходить? По моему опыту единственным смыслом институционного образования является то, что они дают вам в конце диплом/свидетельство. То есть вы получаете законное удостоверение в предметной области. Вам оно нужно? Например, чтобы преподавать в государственных школах Великобритании, вы должны иметь действующий сертификат преподавателя. Мне кажется, что ваш интерес не касается этого. Я очень критически настроен к образовательным заведениям и являюсь сторонником «подмастерья» в качестве альтернативы (когда вы берете частные уроки по фортепиано: вы становитесь учеником у мастера).

Что касается другого вашего вопроса, то нет никакой причины ни для кого (отбрасывая случаи с трудностями в обучении и физическими проблемами) не играть на уровне концертного пианиста, если предприняты правильные усилия к этому.

Достижение техники не так уж трудно. Я уже много лет утверждаю, что большая часть техники, если не вся, необходимая для игры на фортепиано, достижима за пару лет, если понимать, что делаешь. Вот на что уходит много времени, так это на создание репертуара.

В конце концов, игра на фортепиано - это не наука ракетостроения. Всю теория, технику и методы занятий можно затолкать в две или три книги (репертуар же - совершенно другой вопрос; для фортепиано написано больше музыки, чем для всех остальных вместе взятых инструментов).

Это такая же ситуация как с разучиванием языка. Любой способен выучить язык и общаться на нём. Опять же, это не ракетостроение. Вся грамматика любого языка вместе с большой частью полезного словаря может уместиться в двух томах (книга по грамматике и словарь). Литература на любом языке (как репертуар) является совершенно другим вопросом. Вы даже можете (начав в любом возрасте) разговаривать также как носитель языка. Причина почему большинство взрослых никогда не достигают этого уровня лишь в том, что для целей общения нет необходимости разговаривать как носители языка, поэтому большинство взрослых не стремятся затрачивать дополнительные усилия.

В этом месте я могу только добавить одно: Противоположно общему поверью, что нужно начинать понемногу и увеличивать интенсивность по мере вашего развития, вам лучше прилагать максимум усилий и времени в самом начале. Позже вы сможете уделять занятиям меньше времени. Обычный подход заключается в том, что начинающие получают 15-минутный урок раз в неделю, занимаясь дома минут по 10 в день. Затем по мере развития ученика время урока увеличивается до 30 минут в неделю, а занятия дома растут до 30 - 45 минут в день. Наконец продвинутые ученики имеют один часовой урок в неделю и занимаются по 1 - 3 часа (иногда больше) в день. Кажется логичным, не так ли? Я полностью не согласен с таким подходом. Именно начинающий нуждается в часовых уроках (желательно каждый день) и в 1-3 часовых ежедневных занятиях. По мере того, как его игра становится лучше, ему не нужно столько заниматься, и не нужно столько уроков. Это очевидно в любой области, где люди достигают совершенства.

Так что мой ответ на ваш вопрос - квалифицированное да. Да, вы сможете играть на том уровне, к которому вы стремитесь. Технически вы должны быть там через два года, если (и только если) у вас есть учитель, который не только знает, как туда попасть, но, что более важно, верит, что может вас туда доставить. Учитель, который говорить вам, что это невозможно, вряд ли сможет такое осуществить, не так ли? И вы не сможете достичь этого с уроками раз в неделю. По крайней мере в самом начале вам нужны ежедневные уроки, чтобы учитель мог направлять вас на правильные занятия, правильную технику и правильную стратегию обучения. Понимаете, в вашем возрасте вы не можете позволить себе, чтобы формировались плохие привычки, которые позже придется исправлять. Наконец, в вашем возрасте у вас нет времени, чтобы играть те произведения, которые вам не интересны.

Поэтому я предложил бы вам составить список из 100 произведений, которые вы очень хотели бы сыграть. Если вы будете разучивать по пять в год, через 20 лет вы достигните своей цели. Фактически, вы разучите гораздо больше, потому что чтобы разучить трудное произведение, вам может придется иметь дело с несколькими более простыми, которые ведут вас к тому сложному. Пять произведений в год совершенно реальная цель (даже если вы будете учить по одному произведению в год, через 20 лет у вас в запасе будет 20 произведений, что означает, что вашего репертуара хватит на три сольных концерта с совершенно разными произведениями!).

В другом своем сообщении на форуме я упоминал об одной из своих учениц, которой за 60, и у которой небольшой артрит, и к концу шести месяцев обучения она уже разучила (наизусть на исполнительском уровне) следующие произведения:
1.      Burgmuller - La courante Limpide
2.      Burgmuller - Innocence
3.      Beethoven - Fur Elise
4.      Anon. - Adagio
5.      Scarlatti - Sonata k32
6.      Schubert - Craddle song
7.      Schumann - Ein Chorale
8.      Chopin - Prelude op. 28 no. 4
9.      J. S. Bach - 2 voice invention in C
10.      Schubert - Impromptu op. 142 no. 2
11.      Mozart - Ah je vous dirais Maman variations (полностью)

В данный момент мы работаем над четырьмя другими произведениями, которые будут готовы до конца года.

Но она на пенсии, и у неё много времени, к тому же она невероятно мотивирована. Она подчиняется указаниям, не моргнув глазом. Она начинала с ежедневных часовых уроков, а сейчас у нас три урока в неделю по два с половиной часа. Во время урока я не столько учу её, сколько наблюдаю за её занятиями как коршун, чтобы никакие ошибки и плохие привычки не вкрались в её игру. Поэтому у нее такая успешная история. Жалко, что большинство учеников и большинство учителей (когда я рассказал коллеге учителю, что я настаиваю на ежедневные уроки, она прокомментировала: «Как нелепо!») не готовы проходить через такой интенсивный процесс.

Надеюсь, это поможет.

С наилучшими пожеланиями, Бернард.

image Click to view




обучение взрослых, обучение игре на фортепиано, Бернар

Previous post Next post
Up