Изменились ли ваши амбиции с тех пор, как вы начали играть?

Jul 31, 2015 11:53


Продолжаем слепо ощупывать слона - в нашем случае обучение музыке - то за хобот, то за хвост, то за ногу, то за бивень. Любителей четких конечных определений и искателей однозначных инструкций прошу удалиться. У меня нет для них ничего нового. Инструкторов разного уровня с избытком хватает, например, на YouTube. Говорят, что на текущем уровне (а он будет несомненно расти) на этот интернет сервис за одну минуту загружается 48 часов нового видео. Так что вопрос с обеспечением теоретическим учебным материалом давно и окончательно решен, книги написаны и доступны в бесплатном скачивании. Дальше, как говорил философ Алан Уоттс, пишется следующий слой книг о книгах, потом дальнейшие книги о книгах, которые были о книгах… и так далее ad nauseum, то есть до тошноты. В одной научной статье 2012 года приводятся такие цифры: данные вырастут за пять последующих лет на 800 процентов, каждый день мы создаем 2 500 петабайтов (1 петабайт = 1 миллион гигабайт) информации, 90 процентов информации, накопленной в мире, было создано за последние два года! Так что кто еще не успел сменить свою парадигму обращения с информацией, то пора серьёзно задуматься - как дальше жить :))

Сама музыка подсказывает решение - она лишена информативности в том смысле, что принято считать за информацию, она базируется на движении чего-то во времени. Действие вместо объекта. Глагол вместо существительного. Музыки никогда не будет много, мы не утонем в ней как в потоке информации, одна музыка не заменит другую и не будет противоречить ей.

Поэтому я тяготею в этом своем журнале к «музыке» обучения музыке. Я тоже как будто играю музыкальное произведение: беру понравившуюся мне статью [печатные ноты], перевожу ее в своей интерпретации, пытаясь сохранить задуманное автором [исполняю], представляю на суд заинтересованной публики, аудитория которой совсем не нулевая, насколько я сужу по статистике просмотров и времени задержки читателей на каждой из тем. Хотя может быть я стал бы писать и для десяти человек в зале, потому что опять же важен сам процесс, сама игра.

Далее, собственно, перевод жизненных историй из форума pianoworld в ветке темы «Изменились ли ваши амбиции с тех пор, как вы начали играть?». Ветка не такая уж короткая, поэтому я разобью перевод на несколько постов.

image Click to view



Этот вопрос больше относится к пианистам любителям уже с каким-то опытом.

В моём случае могу сказать, что они сильно изменились с тех пор, когда я начал заниматься в возрасте 16 лет почти 50 лет назад. Будучи юным начинающим, я ввел себя в самообман, что я чрезвычайно талантлив одновременно и как пианист, и как композитор. В действительности я больше копировал, нежели сочинял, а мои пианистические навыки в основном ограничивались исполнением показных арпеджио с обширным пользованием педали для сокрытия неточностей. Но у меня были серьезные амбиции стать концертным пианистом, и большую часть своего времени я проводил за «отработкой» произведений далеко за пределами того уровня, который я мог себе позволить.

Столкнувшись с фактами, мне пришлось снизить свой уровень притязаний. Я также думаю, что это привело к некоторому улучшению в игре. Но я все еще нацеливался на сонаты Бетховена и на прелюдии и фуги из ХТК. В конце концов я обнаружил, что мне полагается целиться еще ниже.

Полагаю, что в моём случае мои амбиции упали одновременно с произошедшим улучшением моих навыков. Сегодня я совершенно рад, когда мне удается сыграть ровно двухголосую инвенцию.  Так что после 50 лет я достиг некой гармонии между амбициями и умениями.

Вот почему я никогда не рекомендую изучение игры на фортепиано без присмотра со стороны. Честно говоря, уже на очень раннем этапе у меня были подозрения, что моя техника игры совершенно паршива. Но я избегал возможности отправиться к учителю, потому что боялся правды и хотел жить своими иллюзиями.

* * *

У меня никогда не было иллюзий о своей исключительности, потому что мои двоюродные сестры - пяти и девяти лет - играли такие вещи как «К Элизе» и «Турецкое рондо» еще до того, когда я начал заниматься в 10 лет. На самом деле их пример заставил моих родителей купить пианино и начать водить своих детей на уроки фортепиано - чтобы не отстать от ‘Джонсонов’. У них самих не было интереса к музыке, и в доме вряд ли когда звучала музыка. (Пока мне один родственник не подарил на день рождения коротковолновый радиоприемник, и я не нашел на волнах всемирное радио БиБиСи - в ту пору я жил далеко и глубоко в сельской местности…)

Вскоре после того, как я подсел на классическую музыку - благодаря моему учителю, который с ранних пор начал заниматься со мной на реальных произведениях Баха и Моцарта - я проглатывал любую классику, которая попадалась мне в руки, включая попытки играть вещи, которые были далеко за пределами моих технических возможностей. (Я играл сонаты Бетховена и Шуберта, полонезы Шопена, прелюдии Рахманинова и т.п. в 5-м классе [ABRSM].) К счастью, меня отправили в школу-интернат на другом континенте, где у меня оказался легкий доступ к библиотеке хорошей музыки, множество классической музыки для слушания (Радио 3 БиБиСи), и много приятелей среди музыкальных учеников, с которыми я мог себя сравнивать. Включая будущего победителя конкурса им. Чайковксого Барри Дугласа, который с очевидностью забил последний гвоздь в гроб моих вынашиваемых чаяний, что я мог бы стать профессиональным музыкантом (хоть и не концертным пианистом…) - он давал много сольных выступлений в обеденное время, на которые сбегались менее одаренные студенты подобные мне (не говоря также о всех учителях музыки) чтобы поглазеть и послушать. Его игра была одновременно вдохновляющей и подавляющей для нас остальных - подавляющей потому, что мы понимали, что у нас не было ни малейшего шанса играть даже близко к его стандарту, даже если он был еще подростком.

Фактически сегодня я способен на гораздо большее в музыкальном плане, чем надеялся будучи студентом - например, я никогда не думал, что буду сольно играть перед аудиторией из-за своего сценического волнения (я ‘выступал’ на публике лишь в составе церковного школьного хора в студенчестве), но сейчас я выступаю с небольшим сольным концертом каждый месяц перед разнообразной публикой и представил несколько концертов-лекций по классической музыке.

Но один пункт, который в студенчестве я считал неосуществимым, всё еще остается справедливым сегодня - невозможность зарабатывания денег на музыке (игрой или сочинительством). Я никогда не получил ни цента (ни пенни) от неё…

* * *

Конечно да. Я понял, что моя учительница сдерживает меня своей ревностью и мелкими придирками. Они просто никак не может смириться с тем фактом, что она уже в пенсионном возрасте, а мне только 50, и впереди меня вся жизнь. Так что я избавился от неё и работаю над репертуаром для своего дебютного выступления в Линкольн Центре. Я нанял агента, который дорог, но дело стоит того. Ему надлежит найти способ произойти этому дебюту. Он постоянно говорит, что на это требуется какое-то время. Тем временем я сократил время занятий, потому что это кажется неэффективным использованием моего времени. Это так прозаично и не вдохновляюще, я знаю, что таким способом мне не дотянуться до звезд. Вместо этого я провожу много времени за просмотром роликов YouTube от выдающихся пианистов и вхожу в креативную визуализацию, повторяя мантру, это буду я, это буду я, это буду я.

* * *

Мои ожидания всегда были низкими - когда начинаешь в середине своих 50-х, то в Карнеги Холл попасть не собираешься. Даже с помощью «практики, практики, практики!»
Теперь мне приятно сказать, что я могу играть несложные двухголосые инвенции, легкие прелюдии Баха и Шопена, некоторые произведения Сати, Диабелли и сонатины Клементи. И играю их так, что они звучат достаточно прелестно от случая к случаю. Я могу читать с листа легкий материал, что доставляет большое удовольствие.

Не так уж много, не так ли? Но это работает.

* * *

Не могу сказать, что я счастлива или довольствуюсь тем, где нахожусь в пианистическом плане. Я всегда хочу стать лучше, чем я есть. Единственным улучшением за последнее время стало то, что я стала лучше оценивать сколько времени мне фактически потребуется на разучивание чего-то, вместо того, чтобы оценивать, сколько на это должно уходить времени с учетом всего приобретенного обучения и потраченного на него времени.

* * *

Не отчаивайтесь. Вы же слышали старую историю про балладу №4 Шопена: требуется 20 минут на ее исполнение, два года на разучивание и 20 лет на отладку…

* * *

Да, мы слышали эту историю, и удивительная вещь - она никогда не оказывалась истинной…

(продолжение перевода здесь)


реплика, обучение взрослых, обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up