Зачем вы занимаетесь?

Apr 26, 2015 12:07

Наверное, похожий заголовок у меня в журнале был уже когда-то. В сущности, чем я занимаюсь? Долдоню по кругу об одном и том же :))) Ну может быть только с разной калейдоскопной расцветкой, может быть иногда двигаясь по спирали вверх...

Сеймур Бернштейн. Когда-то его видео ролики послужили основой для моих первых попыток создавать субтитры. На тех видео он еще был очень молод. Сейчас это мудрый учитель, музыкант и философ. Недавно с удовольствем послушал интервью с ним на YouTube. Понимающим английскую речь советую послушать. В этом интервью, в частности, он говорит о фильме и своей книге "Двумя своими руками: самопознание через музыку" (With Your Own Two Hands: Self-Discovery Through Music, 1981), краткий отрывок из самого начала которой я представляю ниже:
-----------------------------------------------------------------------

Зачем вы занимаетесь?

Когда-то у меня была одаренная ученица подросток, которая оспаривала все, что бы я не предлагал.  Чувствуя, что её вызывающее поведение происходит из-за её ощущения вины от невыполненных заданий, я терпеливо выносил её раздражение, одновременно пытаясь сделать все возможное для мотивирования её к занятиям. Но однажды во время особенно оскорбительного урока я решил, что дело зашло слишком далеко, и следует дать четкую оценку её поведения. Когда я указал, что её враждебность в действительности отражала отсутствие у нее дисциплины к занятиям фортепиано, она яростно посмотрела на меня в своем обычном состоянии упрямства и воскликнула: «Вы пришли сюда не для того, чтобы заниматься психоанализом. Вы всего лишь должны учить меня игре на фортепиано!» «А почему ты думаешь», возразил я: «что мне интересно лишь давать тебе уроки по фортепиано? Задумывалась ли ты хоть на мгновение, отделяю ли я тебя как личность от твоего музыкального таланта? Учитель, как я вижу это, должен воспитывать человеческие качества в своих учениках, что же касается тебя, то я собираюсь достигать этого через развитие твоих пианистических навыков.» Мысль, что я могу интересоваться ей как личностью, а не только из-за её таланта, повергла её в молчание. Этот разговор оказался поворотной точкой не только в её жизни, но и в моей. Именно тогда я в первый раз я озвучил ученику то, что до этого я только чувствовал - занятия влияют и на личность, и на музыканта. Когда моя ученица поняла, что мне не безразлична она сама, а не только её успехи в музыке, её отношение заметно изменилось. Её уроки стали образцами подготовки, во время которых мы оба радовались обмену идеями и ощущениями.  Постепенно мы выстроили взаимоотношения, основанные на взаимном доверии и признательности.

Ничто, кончено, не может быть более отрадно, чем доведение кого-то посредством обучения до его/её высшего природного потенциала. Но мой успешный опыт с этой конкретной ученицей имел большее значение для меня - то, которое повлияло на мой подход в дальнейшем преподавании. Я понял, что именно наш талант дает нам специфическую индивидуальность и идентичность. Он, фактически, показывает, кто мы есть на самом деле. Я пришел к выводу поэтому, что чем больше человек развивает свой талант, тем больше сил он получает во всех других аспектах своей жизни. В этом мне представляется цель изучения музыки - наше единение с особыми задатками таким образом, чтобы одно усиливало другое. Именно эта мысль привела меня к очень важному открытию: музыкальные занятия и выступления могут способствовать целостной интеграции личности.

-----------------------------------------------------------

Нижеприведенный ролик с музыкой в исполнении Сеймура Бернштейна представляет собой также его филосовское рассуждение: "Когда я могу играть лучше всего?" Я не решился переводить слова с экрана, так как они слишком эмоциональны и уже ближе к художественной поэзии, в переводах которой я не силен. Могу перевести только сноску под роликом:
"Этот видео ролик был инспирирован общением с блистательным музыкантом и философом Daniel Tate. Всякий раз, когда он навещает меня, он просит меня сыграть для него. В такие моменты я всегда способен играть наилучшим образом. Однажды я взялся порассуждать, почему это так происходит. Текстом на этом видео я пытаюсь ответить на этот вопрос."

image Click to view

реплика, Сеймур Бернштейн

Previous post Next post
Up