[1.III.1.1.1] Базовое нажатие на клавишу, пианиссимо, фортиссимо

Mar 21, 2015 10:41

Как-то предпринял попытку продолжить перевод книги Чанга (или Ченга?) "Фундаментальные основы занятий на фортепиано", но нет, не идет, не особенно хочется, слишком многословно и местами излишне закрученно (ИМХО). Однако, пару следующих глав все же перевел. Не пропадать же добру - выставляю на обозрение:

[1.III.1.1.1] Базовое нажатие на клавишу, пианиссимо, фортиссимо

Каждый пианист должен знать базовое нажатие на клавишу. Без этого ничто другое не будет обладать смысловым различием - вы не можете построить Тадж-Махал из соломы и грязевых кирпичей. Нажатие на клавишу состоит из трех основных частей: давление вниз, удержание и подъем. Такое может показаться слишком простым для изучения, но это не так, и большинство учителей по фортепиано прилагают усилия, чтобы обучить своих учеников правильному нажатию. В основном трудности возникают из-за того, что механика нажатия нигде не объясняется адекватным образом, поэтому в последующих параграфах эти вопросы займут главное место.

Давление вниз создает начальный звук; при правильном движении оно должно произойти как можно быстрее, но с контролем громкости. Этот контроль не легко осуществить, потому что, как мы выяснили в разделе о падении под силой тяжести, более быстрое нажатие обычно означает появление более громкого звука. Быстрота дает ноте ее точное позиционирование во времени, без этой быстроты начало звучания ноты становится размытым понятием. Поэтому, медленная ли музыка, или быстрая, нажимание должно в основном происходить быстро. Требования к быстрому нажатию, контролю громкости, и к другим факторам, которые мы вскоре обсудим, приводят нас к наиболее важному принципу игры на фортепиано - чувствительность пальцев. Палец должен быть способным чувствовать и выполнять многие требования до того, как вы сможете отрабатывать базовое нажатие. Для того, чтобы контролировать громкость, надавливание вниз должно состоять из двух частей: начальный сильный вклад для преодоления трения/инерции клавиши и начала движения, и вторая часть - подходящая сила для требуемой громкости. Совет «играть глубже в клавиши» очень хорош в том смысле, что давление вниз не должно замедляться; одно должно ускоряться к моменту достижения дна, так чтобы не потерять контроль над молоточком.

Это двух стадийное движение особо важно при исполнении пианиссимо. В хорошо отрегулированном концертном рояле трение почти нулевое, и инерция системы мала. Во всех других фортепиано (которые составляют 99% от всех фортепиано) присутствует трение, которое необходимо преодолевать, особенно когда вы начинаете надавливание вниз (трение максимально при отсутствии движения), и многочисленные дисбалансы в системе создают инерцию. Предполагая, что инструмент соответствующе настроен по голосам, вы можете сыграть очень мягкое пианиссимо таким образом, что сначала взламываете трение/инерцию, а затем совершаете мягкое нажатие. Эти две фазы должны соединяться без шва между собой, так чтобы для наблюдателя со стороны все выглядело бы единым движением, где подушечки пальцев служат демпферами удара. Требуемое быстрое нажатие вниз подразумевает, что мышцы, двигающие пальцы, должны по большей части состоять из быстрых мышц (см. III.7.1). Это достигается через занятия с быстрыми движениями в течение протяженного периода времени (около года) и избегании упражнений на силу; поэтому утверждение, что техника игры на фортепиано требует силы пальцев, совершенно неверно. Нам необходимо воспитывать скорость и чувствительность пальцев.

Фаза удержания клавиши необходима для сдерживания возвратного движения молоточка и для точного управления за длительностью ноты. Без этого удерживания молоточек стал бы болтаться, вызывая посторонние звуки, приводя к проблемам с повторяющимися нотами, трелями и т.п. Начинающие испытывают сложности в создании гладкого перехода от давления вниз к удержанию. Не надо давить на клавишу во время ее удерживания с попыткой «нажимать глубоко в клавиши», силы тяжести достаточно, чтобы удерживать клавишу внизу. Именно долгота удержания определяет расцветку и экспрессию, поэтому она составляет важную часть музыки.

Подъем клавиши приводит к падению демпфера на струны и прерыванию звука. Вместе с удержанием он определяет длительность ноты. Также как и давление вниз, подъем должен быть быстрым, чтобы длительность ноты контролировалась точно. Поэтому пианист должен сознательно пытаться вырастить быстрые мышцы и в разгибающей группы мышц, аналогично тому, как это говорилось для сгибающих мышц при давлении вниз. Особенно при быстрой игре многие ученики забывают о полном поднятии, что приводит к неряшливой игре.  Пассаж может закончиться стаккато, легато или накладывающейся нотой. Быстрые параллельные наборы могут оказаться звучащими, как будто они играются с педалью.

Точно контролируя все три части основного клавишного нажатия, вы сохраняете полный контроль над всем фортепиано, особенно над молоточками и демпферами, и этот контроль необходим для авторитетного исполнения. Эти части определяют природу каждой ноты. Теперь вы способны увидеть, почему быстрое нажатие и быстрый подъем так важны, особенно при медленной игре. При нормальной игре подъем для предыдущей ноты совпадает с нажатием для следующей ноты. При стаккато и легато (раздел с) и при быстрой игре (раздел III.7.9) нам необходимо модифицировать все эти части, это будет обсуждаться отдельно. Если вы никогда ранее не отрабатывали эти составные части движений, начните упражняться со всеми 5-ю пальцами, от «до» до «соль», как при игре гаммы, и применяйте эти части движения для каждого пальца, РР (руки раздельно). Если вы желаете потренировать мышцы разгибатели, вы можете преувеличивать движение быстрого подъема. Пытайтесь держать все неиграющие пальцы легко на клавишах. По мере попыток ускорить свои движения нажатия и подъема, играя приблизительно одну ноту в секунду, у вас может начаться накапливаться напряжение; в таком случае тренируйтесь, пока вам не удастся избавиться от напряжения. Самым важным моментом, о котором следует помнить по поводу фазы удержания, является то, что вы должны мгновенно расслабиться после быстрого нажатия. Другими словами, вы должны тренировать и скорость нажатия, и скорость расслабления. Потом постепенно ускоряйте игру, в это время нет необходимости играть быстро. Просто дойдите до некой комфортной скорости. Потом проделайте то же самое с любой медленной музыкальной пьесой, которую вы знаете, например, 1-я часть Лунной сонаты Бетховена, РР (руки раздельно). Если вы ранее так не играли, то игра РВ (руки вместе) изначально покажется неуклюжей, потому что теперь вам приходится координировать очень много моментов в обеих руках. Однако, по мере занятий, игра будет получаться лучше, вы получите больше контроля над выразительностью, и у вас должно появиться чувство, что вы можете теперь играть с гораздо большей музыкальностью.  Больше не должно появляться пропущенных или неправильных нот, все ноты должны стать более ровнями, и вы способны следовать всем обозначенным указаниям экспрессии с увеличившейся точностью. Исполнение будет становиться все более адекватным день ото дня, и быстрее будет развиваться техника игры. Без хорошего знания основного нажатия для клавиш вы можете попасть в затруднительное положение при игре на разных инструментах, или на тех фортепиано, которые плохо отрегулированы, и часто музыка может только ухудшаться при продолжении занятий, потому что вы можете приобретать плохие привычки, такие как неточная расстановка по времени. Конечно, весь описанный в этом одном параграфе процесс может потребовать недели или даже месяцы для своего завершения.


chang, обучение игре на фортепиано, Чанг, fundamentals of piano practice

Previous post Next post
Up