Немного бессвязных накопившихся собственных мыслей.

Mar 29, 2014 17:08

Мои собственные размышления о пианизме все более и более переходят в философскую сторону в противоположность технической. И похоже, что это закономерно. Знакомясь с опубликованными размышлениями и советами мастеров фортепианной игры и учителей, замечаю, что начиная с определенного уровня владения инструментом советы приобретают какой-то полумистический оттенок. Все больше упоминают свободу, душу и даже Бога. Словесное описание становится более размытым и неточным, но почему то это не мешает ухватывать чужую мысль, опираясь на опыт своих собственных ощущений. А может на фоне не совсем четкого, напоминающего саму музыку текстового описания от мастеров рождаются собственные мысли? Все же в музыке очень много философии. Разучивание и шлифовка произведения все больше напоминает какой-то внутренний диалог. При этом проникновение в обучение игре как-то идет круговыми спиралями. Вроде на каждом витке могут использоваться одни и те же слова, фразы и целые предложения, а смысл их все время меняется. Как начали мне в 6 лет говорить про расслабление руки, так спустя почти полвека я все еще нахожу в этом требовании все новые и новые смыслы. Поэтому язык так неточен, поэтому трудно опираться в обучении только на книги. Это вам не однозначная схема разборки пылесоса с картинками.

Замечаю также, что при росте уровня игры, вектор направленности требования в каком-нибудь совете может менять направление на противоположное. Например, сначала учителя могут советовать учить руку навыку, а позднее вдруг оказывается, что надо самому учиться у руки и ее естества. Все время приходится самому находить верный баланс среди различных смыслов.

Когда ребенок мечтает вырасти и стать большим и взрослым, он не может понимать ощущения состояния выросшего взрослого. А захочет ли сам взрослый человек становиться еще выше и еще взрослее? Эта детская мечта претерпевает разительные изменения для взрослого. Так же и тот, кто только еще хочет научиться играть на музыкальном инструменте, не может полностью и адекватно понять состояние и цели умеющего в какой-то степени играть. Поэтому начинающий часто также как ребенок опирается в основном на количественные показатели - передвигать пальцами быстро, что сродни процессу набора роста. А в пути обучения первоначальные цели начинают претерпевать изменения. Почему существуют преграды для быстрого обучения игре? Потому что это очень напоминает взросление, а не просто набор технических фокусов - голова должна поменяться.

Я нахожу удобным и эффективным при обнаружении проблемных мест в выученных ранее произведениях ставить образные мысленные заплатки на эти места. То есть не совсем пытаюсь специально заучить последовательность нот и аппликатуру, а пытаюсь ассоциировать трудный кусочек с какой-то образной и чувственной картинкой. Не то чтобы визуальной, не то чтобы осязательной… С идейной что-ли? Опять трудно выразить словами. Например, опушка леса, на которой именно вот так растут изогнутые деревья, они же пальцы в реальном мире. И то, что третий палец должен попасть на ноту соль, обусловлено какой-то мини историей его предыдущего блуждания, здесь на соль ему будет по-настоящему удобно растянуться как на солнцепеке одновременно с первым пальцем на до. И все это одним моментальным снимком. Такое закрепление заплатки позволяет мне подключить эмоциональную сферу для обеспечения надежности запоминания, а не только сухую логическую, мышечную и слуховую память. Одну идею легче запомнить, чем последовательность предметов. Уникумы запоминания множества цифр пользуются методикой сжатия последовательности цифр в образы. Нечто подобное и здесь. Собственно, уже много раз говорилось о том, что чем более развит музыкант, тем на более высоком уровне иерархии (где меньше оперируемых образов) он размышляет. Интересно, что, хотим ли мы этого или нет, на самом деле мы все равно пользуемся этим приемом во всей нашей бытовой жизни - любое наше действие на самом деле состоит из бесчисленного множества не осознаваемых решений, автоматических воспоминаний и мелких движений. Для каждого вида практической деятельности свой уровень развития и связанная с ним иерархия сознательных/бессознательных решений. Так что учиться специально этому навыку и не нужно, нужно только понимать его и не препятствовать. Препятствие может выражаться к излишнему сознательному прилипанию к мелочам.

Уже более двух месяцев почти ежедневно играю на публике в ресторане. Не будет необычным сказать, что это чрезвычайно интересный и важный опыт для меня. В противоположность одиночному домашнему музицированию, когда не всегда ясно чувствуешь, движешься ли вообще куда-нибудь, здесь реально ощущаешь новый виток обучения. Не только исчезает липкая сценическая лихорадка, но и в очередной раз меняются представления в голове. Например, чудаковатым теперь кажется собственные попытки год назад сразу же пытаться представлять на публике какие-то достаточно сложные произведения. Зачем было с этого начинать? Из-за того, что более простые и легкие произведения казались тусклыми и ниже своего (домашнего) уровня игры? Мало того что сам путаешься от волнения, так ведь и те ноты, в которые попадаешь, все равно никому не приносят радости от прослушивания, ибо под таким стрессом игра становится немузыкальной. Получается, что такая игра нужна только тебе самому в качестве отрицательного отрезвляющего опыта. Хотя положительный опыт для себя в такой попытке тоже усматривается, как преодоление первоначального страха, пробивание поверхностного льда различных сомнений, все же это были по большей части эгоцентрические поступки с моей стороны, которые нужны были исключительно только мне самому и никому другому. Вместе с игрой на публике появилась любовь и к исполнению простых произведений. Может быть это произошло через обратную связь от публики: им по барабану мои сложные ковыряния, а простые вещицы вызывают осязаемый положительный отклик. Осмелюсь даже предположить, что одиночная игра исключительно дома, без появления на публике, не может не вести к эгоцентрическому исполнению, так как, собственно, никаких других слушателей, кроме себя любимого при этом нет, и трудно отделить музыку от себя самого. При появлении внешнего слушателя, может быть, музыка отделяется и становится некой самостоятельной сущностью? При этом легче ее осознать, поймать в фокус, и не путать со своими внутренними ощущениями. Игра на публике помогает объективнее оценивать собственный уровень и развитие. И не только прорисовывается верхняя ограничительная планка текущего уровня, но и нижняя планка. Если верхняя планка предостерегает от игры неподходящих по уровню произведений, так как не появляется отклика от слушателей, и исполнение становится поэтому эгоистическим, то нижняя планка привносит уверенность в игру - даже наличие некоторых ошибок при исполнении не подрывает веру в собственные достигнутые возможности, и поэтому перестаешь катастрофически сбиваться из-за ошибок.
-------------------------------------------------

Вот еще записал...

image Click to view




Обучение взрослых музыке

Previous post Next post
Up