Нет инструмента, нет учителя, нет правой руки, нет зрения...

Sep 15, 2013 09:53

(Оригинал статьи с фотографией)

Сказать, что молодой человек Пол Мюррей может разглядеть полоску света в густых темных тучах, значит выразиться очень мягко. 23-летний парень шутит, как ему, подающему надежды молодому пианисту, повезло, что он лишился именно правой руки, а не левой. Юмор висельника? Похоже, что нет.

«Верьте, или не верьте, но это была «предпочтительная» для потери рука в моей ситуации»,  объясняет он. «Если пианисту суждено потерять руку, лучше, чтобы это оказалась правая рука. Это из-за того как большой палец располагается по отношению к клавиатуре, и где находятся сильные пальцы.»


Фактически Пол продолжает все еще играть, спустя 6 лет после удаления массивной опухоли мозга, что является чудом самим по себе. Ему было 17 лет, и он собирался получить музыкальное образование, когда он начал испытывать приступы головной боли.

Операция по удалению опухоли, которая вызывала эти боли и продлилась 14 с половиной часов, можно сказать, спасла ему жизнь, но она оставила его по большей части обездвиженным с правой стороны тела.

Сегодня, когда он играет, его правая рука покоится на колене. Однако, если вы закроете глаза, то вам не покажется, что есть какое-то существенное ограничение. На самом деле, университетские учителя Пола подтверждают, что он может играть такие произведения,  с которыми его соученики - и даже преподаватели - испытывают трудности даже при исполнении двумя руками.

Существует удивительное число произведений для одной руки фортепиано, но Пол не ограничивается только их исполнением. Последние несколько лет он провел в адаптации известных фортепианных произведений к игре одной рукой. Его последний проект такой, что большинство пианистов не допускали бы его возможности, - адаптация известной баллады Шопена соль минор для игры левой рукой.

Одно из наиболее трудных произведений для игры на фортепиано, эта баллада, частями демонически быстрая и содержит скачки рук, которых боятся даже профессионалы. Как ее можно играть одной рукой? «Я не уверен, что возможно», признает Пол. «Есть такие места, которые приводят в отчаяние, но вы удивитесь тому, что возможно. Моя цель в том, чтобы сыграть ее снова. Это большая цель, но это и присуще лучшим.»

Любовь Пола к музыке показана в фильме «Шопен спас мне жизнь» на Channel 4, в котором исследуется как Баллада №1 Шопена меняла жизнь обычных людей, история Пола захватывает. Родившись недалеко от Глазго, он посещал общеобразовательную школу, которую даже он сам характеризует как «грубая сторона грубости».

Он никогда не прикасался к фортепиано, пока ему не исполнилось 15 лет, когда он подсел к школьному пианино и нажал на среднее До. Уже через несколько дней он искал ноты и самостоятельно изучал основы, а через несколько недель он играл пьесы, к которым большинство учеников не приступают и через годы.

Пол обмолвился перед своими родителями, что у него хорошо пошла музыка, и они купили ему пианино. «Я сел и сыграл им Лунную сонату Бетховена. Оба они заплакали.» Вскоре он начал обучаться в университете Абердин, но на своем первом годе обучения в 2007 он начал испытывать острые головные боли, сканирование выявило опухоль в мозгу.

«Когда они начали операцию, то обнаружили, что опухоль распространилась до самой шеи. Люди меня спрашивают сегодня: «Ты не сердишься, что тебя сделали паралитиком?» На что я отвечаю: «Это чудо, что я вообще остался жить.»»

Выздоровление Пола было медленным и мучительным. В попытке помочь ему заново «законнектиться» с его предыдущей жизнью отец купил ему iPod и опросил его друзей и учителей, что ему лучше загрузить в iPod. Наверху списка оказалась Баллада Шопена. «Чудовищное состояние, когда у вас отсутствует память. Ничто не имеет смысла. Я помню состояние паники. Но я вспоминаю как эта музыка все меняла.»

Когда он пытался общаться, его родители готовились к худшему, так как из его рта неслась какая-то мешанина слов. «Я начал хаотически произносить слова типа «Революция» и «Бабочка»,  что для них не означало никакого смысла. Но мой хирург оказалась в палате, а она сама играет на фортепиано, поэтому она догадалась, что я произношу названия этюдов Шопена. Она успокоила этим моих родителей и сказала, что моя память возвращается.»

Однако, через два года после операции случилась другая беда. Он потерял часть способностей движения на своей левой стороне тела, его лучшей стороне. Исследования выявили у Пола рассеянный склероз. «Каковы теперь шансы?», говорит он с полуулыбкой. «Это худший кошмар - однорукий пианист теряет возможность двигать своей здоровой рукой.»

Способность движения вернулась (при рассеянном склерозе потеря мышечной активности может носить спорадический характер), но диагноз был малоутешительным. «Какое-то время  я вообще не мог двигаться, не говоря уже о возможности прикасаться к фортепиано. Но дела улучшились, я сейчас на волшебных таблетках, которые держат проблему под контролем.»

Прогноз для него не хороший. Он говорит, что недавно у него диагностировали частичную слепоту, склероз затронул глазной нерв. Однако болезни не удалось затронуть его дух. Он шутит о том, что будучи одноруким пианистом, он станет еще и слепым, и вот тогда «наступит вечеринка».

Нет инструмента, нет учителя, нет правой руки, нет зрения - в мире Пола все можно преодолевать. «Для меня смысл имеет только музыка, я концентрируюсь на ней, все остальное детали», говорит он. «Нет ничего невозможного.»

image Click to view



фортепиано, paul murray, игра левой рукой

Previous post Next post
Up