Наиболее важное правило в технике игры на фортепиано.

Sep 10, 2013 13:03


Приведу перевод одного поста из блога Альберта Франтца, о котором писал на днях.

В технике игры есть одно правило, которое несомненно продвинет вас дальше в возможностях вашей игры, чем какое-то другое правило. Все пианисты-любители, которых мне довелось наблюдать, нарушают это правило каждый раз, когда они играют, и это стоит им задержки в развитии, создает недовольство и сомнение в своих возможностях.


Сколько раз мы все слышали во время своего воспитания: «Думай, прежде чем говорить!»? Это же правило относится одинаковым образом и к игре на фортепиано: Думайте, прежде чем сыграть. Продумывание перед игрой подразумевает достижение ясности. Оно означает создание мысленной уверенности еще до того, как палец пришел в движение. Он включает предварительное слушание будущих очередных нот в своей голове. Только после этого, в момент их звучания в голове, вы нажимаете на клавиши, предварительно придавая правильную форму руке.

Один из существенных моментов тренировки слуха заключается в том, что вы играете, потому что слышите, а не слышите,  потому что играете. Это означает, что сначала вы слышите  внутренним мысленным ухом, и только потом играете. Наше осознание правильных и ошибочных нот не должно появляться после того, как мы уже сделали ошибку, мы должны принимать абсолютно точное решение перед нажатием на клавиши.

Почти все ученики по фортепиано делают противоположное: Они сначала играют, не удосуживаясь подумать перед очередными нотами. Они понимают, что они нажали на неверную ноту, только когда это уже произошло. Из-за этого возникает мгновенная паника, во время которой они пытаются нащупать верные ноты на клавиатуре, хаотически нажимая другие клавиши и только отягощая проблему. Это, вероятно, самое худшее, что вы можете сделать, находясь за фортепиано! Мы все время учимся; мы обучаем себя в каждый момент времени, которое проводим за инструментом. Мы обучаем себя делать ошибки.

Единственным решением оказывается медленная, с высокой степенью сосредоточенности работа. Ценность медленной отработки  в том, что она дает время подумать о каждой ноте до ее извлечения в звуке. Я обнаруживаю, что даже когда я говорю ученикам играть медленно, они все равно играют почти в исполнительском темпе. Мне приходится многократно настаивать на замедлении, но почти никогда они не замедляют игру в достаточной степени. Только когда они играют с метрономом, они начинают осознавать, насколько быстро они играли.

Подспудной причиной этого является нетерпеливость. В то время как каждый ученик понимает, что обучение музыке по своей природе долговременная задача, громадное большинство только удлиняет время, которое им требуется, чтобы разучить произведение, в своих попытках снизить его.

В сердце каждого обучения лежит концентрация. Большинство учеников пытаются избежать умственного напряжения любой ценой, но именно оно-то и требуется больше всего! Я смотрю, как ученики по фортепиано передвигают свои пальцы без предварительного обдумывания каждой ноты, каждой соответствующей клавиши и каждого движения руки. В правильной игре на фортепиано нет произвольных движений. Каждое движение - выверенный результат сознательных решений, сориентированных на музыкальную цель. Движения должны быть продуманы как у совершенного хореографического танца, и медленно отработаны, как будто при просмотре замедленной съемки. Никакое движение не должны оказаться произвольным. Если вы тянетесь к ошибочной ноте и сомневаетесь, исправьте это состояние снятием рук с клавиатуры и начав  пассаж заново с  правильными движениями. Полностью концентрируйтесь на каждой ноте, каждой клавише и каждом движении руки, каждое из которых является результатом осознанного решения. Вот что значит думать, прежде чем играть!

Чем больше мы абстрагируемся от самих движений пальцев - мускульной памяти - и концентрируемся чисто на музыке, тем лучше мы обучаемся исполнению музыки на фортепиано. Конечно, каждое произведение все равно требует значительное количество повторений во время занятий, но это только призвано закрепить составляющие ноты, которые мы уже выучили в нашей голове.


техника игры, техника игры на фортепиано, обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up