Радуйтесь, что вам не приходится зарабатывать музыкой на жизнь.

May 07, 2017 23:30


В дополнение к моей реплике о том, что всё-таки здорово обучаться игре на фортепиано во взрослом возрасте.

Я вот отчетливо помню, как в 5-м классе школы (не музыкальной), накануне переезда нашей семьи в областную столицу я раздумывал, продолжать ли мне ходить в музыкальную школу (2-й класс) на новом месте жительства. Просматривались две дороги: заниматься упорнее музыкой или сосредоточиться на математике, в которой уже просматривались успехи. И я тогда вполне предполагал своим детским умом, что музыка не сможет меня кормить. Правда, по причине отсутствия у меня особого таланта и способностей. И вот как-то мне не особенно пришлось печалиться впоследствии о сделанном выборе. Я могу сожалеть о доставшихся мне учителях, но это не совсем главное, главнее и важнее мой собственный выбор. Всё было, похоже, именно так, как и должно было быть. Некоторые люди ноют, что не учились в детстве музыке, другие ноют, наоборот, что учились. Кто вас, Сидоровых, разберёт? Сдается мне, что некоторые будут ныть при любом раскладе в жизни. А по мне, так всё более-менее нормально, могло быть лучше, могло быть хуже ))) Я очень даже рад, что не убился музыкой в детстве. Физика, математика, аналитика, программирование помогли мне достичь какой-то относительной финансовой независимости (мне не так уж многое надо), и я могу заниматься музыкой от души, имея на это время. Не надо играть говнопесни в кабаках, чтобы отвечать коммерческим запросам местной публики по часовым ценам в несколько раз меньшим, чем я получаю за программирование (которое мне тоже нравится, когда оно не заполняет всё время). А таких озабоченных коммерцией музыкантов я встречал, пожалуй, больше, чем не озабоченных. Выживать то всем как-то надо.

Вспоминаю, как несколько лет назад, кто-то на русскоязычном forumklassika упрекнул любителей музыкантов, что самое большее, на что они могут рассчитывать - это игра в какой-нибудь похоронной команде или в электричке. На что автору комментария указали, что как раз наоборот зачастую так приходится зарабатывать именно тем, кто только музыке и учился.

Я не склонен занимать однозначно ни одну, ни другую сторону. Баланс, баланс, баланс! И в жизни, и в игре.

Приведу перевод одного комментария на reddit. Известно, что вопросы на форумах циркулируют по кругу. Достаточно как-нибудь выдержать один цикл, а дальше уже можно и не особенно напрягаться читать - всё будет почти то же самое. Тем не менее, интересные всплески случаются. В частности, очень активно в который раз обсуждается тема «Можно ли стать концертным пианистом, начав в 18 лет?» Может быть было бы лень кому-либо отвечать на этот вопрос, но первый комментарий, перевод которого я привожу, явился катализатором оживленной дискуссии.

Будучи мужем концертной пианистки, думаю, что я мог бы пролить некоторый свет на вопрос. Пожалуйста, не слишком огорчайтесь моим повествованием, я лишь хочу поделиться нашим с женой опытом. Это будет длинным рассказом, но я искренне надеюсь, что он позволит вам заглянуть в жизнь настоящего музыканта.

Моя жена начала играть на фортепиано в 4 года. В возрасте 5 лет она уже играла для президента своей страны. Она была победителем нескольких национальных и международных конкурсов. Её средняя школа была музыкальной, старшая музыкальная школа - самая лучшая в стране. Для получения степени бакалавра в колледже она получила скидку в половину стоимости обучения, а обучение в магистратуре самого лучшего учебного заведения страны было предоставлено ей бесплатно. Потом она приехала в США и получила два гранта на обучение по сертифицированным программам, а затем грант на полное обучение в ведущем университете США на получение докторской степени. Дважды она выступала в Карнеги Холл.

Моя жена приехала из страны, которая ценится качеством своего образования. В старших классах её распорядок дня был таким: подъем в 7 утра и отправка в школу, обучение в которой заканчивалось в 6 вечера, и так как это была музыкальная школа, то всё это время там была музыка. Поужинала - пошла на частные уроки, занятия с инструментом до часу или двух часов ночи, затем отход ко сну. Во время обучения на получение докторской степени я подвозил её к университету в 8 утра, а забирал в 4 часа вечера, и мы ехали домой покушать, затем она занималась с 6 до 9 вечера. Было в порядке вещей, что другие обучающиеся на степень доктора занимались с 8 часов утра до полуночи. В выходные она занималась с утра до ночи.

Вы можете подумать, что сейчас она, должно быть, работает в каком-то известном университете, или дает мастер классы по всему миру, или выступает на международной сцене, так? Нет. Вот какова на самом деле реальность. Сделайте обоснованное предположение, сколько учителей по фортепиано работают в одном университете США. Предположим, по 2 профессора фортепиано в каждом университете, что немного натянуто, так как не в каждом университете есть факультет музыки. Итак, в США есть около 2 500 учебных заведений с 4-х летним курсом обучения. Это означает 5 000 профессоров по фортепиано. Теперь, как вы думаете, сколько пианистов выпускает в год университет в Манхэттене или Джульярдская школа? Потом загляните-ка на университетские сайты, чтобы посмотреть информацию о каждом профессоре, в каких конкурсах он побеждал, в каких учебных заведениях учился. Загляните даже на сайты мельчайших школ, расположенных в тмутаракани. Вы удивитесь, но начнете замечать, что все эти профессора обучались в одном из трех ведущих университетов страны, все имели гранты на обучение, все побеждали в международных конкурсах.

Есть расхожая поговорка в среде музыкальных университетских факультетов. Как музыканту заработать 1 000 000 долларов за год? Для начала вложите 2 000 000 долларов. Вам необходимо приобрести костюмы и оборудование, нужно потратиться на авиабилеты, необходимо оплатить гостиницы. Если вам повезет, то можете попасть в состав жюри какого-нибудь конкурса, что оплачивается очень хорошо, но всё равно придется платить за перелёты и гостиницу. Вас пригласили где-то выступить? Если вы не всемирно известны, то опять придется оплачивать авиабилеты и гостиницу. Вас пригласили провести мастер класс в Моцартеуме? Да, сами догадываетесь, вам придется оплачивать перелет и гостиницу. Ваша цель в том, чтобы в худшем случае выйти в ноль, хотя вы надеетесь что-то заработать. Так зачем же вы продолжаете так поступать с самим собой? Ради вашего резюме, потому что оно позволит получить вам лучшую работу. Наконец, не желаете ли поучаствовать в конкурсе? Ну да, на это требуются деньги: вы создаёте аудио CD или DVD, чтобы подать заявку, оплачиваете взнос около 150 долларов и надеетесь на ответ. Организаторы выбирают 4 или 5 лучших кандидатур из сотен заявок. Поэтому, чтобы ваше резюме было весомым, вы должны над ним поработать. И, конечно же, вам нужно самостоятельно оплатить билеты на самолет и сделать вклад в призовой фонд. Ваш приз может достигнуть 1 000 долларов, если повезет, но чаще всего он составляет 300 долларов. Даже на известных международных конкурсах высший приз составляет около 3 000 долларов. Но, опять же, вы делаете это ради своего резюме, а не ради призовых денег.

Правда в том, что, если даже вы уберёте эти факторы, деньги в сфере музыки очень крошечные. Не будет новостью сказать, что пианист, работающий в симфоническом оркестре, зарабатывает 12 000 - 15 000 долларов в год. Никто не ограничивается только работой в симфоническом оркестре. А как же заслуженный профессор по фортепиано? В лучшем случае 70 000 ~ 80 000 долларов в год. Но вам не суждено с этого начинать, наиболее вероятно, что вы будете штатным пианистом, скорее всего работающим по неполному рабочему дню, так как никто не принимает во внимание и не желает оплачивать вашу подготовку. Поэтому вас будут подбирать на 20 часовую рабочую неделю непосредственного контакта с музыкантами с заработком, в лучшем случае, 20 000 долларов в год, но, скорее всего, 16 000. Так что пометьте у себя в голове, что вы будете заниматься 50 ~ 60 часов в неделю, но за все эти часы получать денег не будете. Всё же моей жене посчастливилось найти работу на полный рабочий день (но ей пришлось переехать в другой штат в какую-то глушь, что достаточно обычное дело для женатых людей из музыкальной сферы), так что можно рассчитывать на двойную плату за такую жизнь, хотя тяжело получить даже работу на неполный рабочий день, сами убедитесь на сайте higheredjobs.com. Если повезёт, там появится 20 ~ 30 вакансий в США за весь год.

Можете представить, какова конкуренция, чтобы победить остальных и получить хорошую работу, чтобы получать больше денег, больше побеждать в конкурсах. Ситуация безжалостная, где каждый готов вонзить нож в спину другого, так как это очень трудная с точки зрения выживания сфера деятельности. Это оставляет вам, возможно, только преподавание фортепиано в частном порядке, что лучше всего, так как вы будете получать удовлетворение. Но это также подразумевает, что вы должны заниматься чем-то ещё.

Моя жена много, много раз говорила мне, что желала бы вернуться к возрасту 4 лет, чтобы не избирать путь пианиста. Она всё равно хотела бы научиться играть на фортепиано, но не для карьеры. Замечу, что я сейчас работаю программистом. В нашей компании работает бывший профессор по фортепиано. Ранее он работал в одном из ведущих университетов (конечно, у него докторская степень по фортепиано), но через несколько лет он не смог сводить концы с концами, поэтому стал младшим программистом-учеником, чья работа, верьте или не верьте, оплачивается больше. Сейчас этот мужчина все еще продолжает частным образом обучать, но больше не ищет официальную работу по музыке. Я пытался направить свою жену в подобном же направлении, но она не желает. Она живет такой жизнью с 4 лет и не в состоянии представить другую деятельность.

Так что мой совет такой: это хорошо, что вы любите музыку и фортепиано. Это хорошо, если вы хотите преподавать частным образом или даже где-то играть в местных заведениях. Но выход на следующий уровень профессионализма заказан только тем и только тем, кто не в состоянии заниматься ничем другим. Я встречал таких людей, которым нравится подобное положение дел, которые обожают фортепиано и работают целый день напролет, не заботясь об оплате. Но это редкость, многие с годами разочаровываются и желают всё бросить. Следующий уровень это тот, который претерпевают модели самолетов, проходящие проверку на отрыв от земли.

Я лишь настоятельно прошу вас в вашем возрасте всё обдумать, прежде чем вы нацелитесь на степени бакалавра, мастера и доктора. А затем будете способны преодолеть всю суету, связанную с этим. Потому что я был там. Я знаю великое множество людей, которые прошли ступени бакалавра, мастера, доктора по фортепиано. Я знаю массу людей, которые не смогли получить работу, которым пришлось покинуть страну, или кто пытался заключить брак с американцем лишь бы остаться здесь. Это чрезвычайно тяжелая жизнь, так что сначала убедитесь, что вы будете её обожать, обожать так, что ничто больше не важно: деньги, хорошая работа, семья и т.п. - всё это перейдет в конец списка. Вы должны лишь дышать, размышлять, и пребывать в музыке 24 часа 7 дней в неделю, и больше ничего.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вспоминается старый музыкальный анекдот:

Умирает музыкант и попадает в рай...
Сразу его берут в лучший оркестр мира, он весь при счастье, наконец сбылась его давняя мечта...
Репетируют час, два, три всё получается просто замечательно...
Музыкант спрашивает: а когда перерыв?
Дирижёр: А перерыва не будет  :D

Короткий комментарий из той же ветки обсуждения:

«Я знаю одного бомжа, живущего в парке по соседству. Это полный мудак, который свистит женщинам и иногда орет на случайных прохожих.
Это пианист с классическим образованием, который обучался в Джульярдской школе.
Всё, кем он может себя представить, это только быть пианистом.»

Еще мне понравился этот вот смешной рассказ по теме, который я уже на стал переводить из-за его длины: https://np.reddit.com/r/bestof/comments/69f4d8/ugrailsilla_describes_just_how_hard_it_is_to/

--------------------------------------------------------------------------------

image Click to view



My body is a cage
That keeps me
From dancing with the one I love
But my mind holds the key.

My body is a cage
That keeps me
From dancing with the one I love
But my mind holds the key.

I’m standing on a stage
Of fear and self-doubt
It’s a hollow play
But they’ll clap anyway.

My body is a cage
That keeps me
From dancing with the one I love
But my mind holds the key.

You’re standing next to me
My mind holds the key.

I’m living in an age
That calls darkness light
Though my language is dead
Still the shapes fill my head.

I’m living in an age
Whose name I don’t know
Though the fear keeps me moving
Still my heart beats so slow.

My body is a cage
That keeps me
From dancing with the one I love
But my mind holds the key.

You’re standing next to me
My mind holds the key
My body is a…

My body is a cage
We take what we’re given
Just because you’ve forgotten
That don’t mean you’re forgiven.

I’m living in an age
That screams my name at night
But when I get to the doorway
There’s no one in sight.

I’m living in an age
They laugh when I dancing with the one I love
But my mind holds the key.

You’re standing next to me
My mind holds the key.

Set my spirit free,
Set my spirit free.
Set my body free.

обучение взрослых, обучение детей, фортепиано, занятия музыкой

Previous post Next post
Up