Всем известен устойчивый фразеологизм «белая ворона», и все знают, что он означает. А именно: если кого-то по каким-либо причинам не понимают, отталкивают и гонят окружающие, то о нём говорят - белая ворона.
То есть нетерпимое и недружелюбное общество в данном контексте - стая обычных чёрных (ну, или серых) ворон, а индивидуум, которого не принимают - ворона белого цвета, отличающаяся ото всех. Белой вороной можно назвать и Чацкого из «Горя от ума», и князя Мышкина из «Идиота», и даже Цинцинната из «Приглашения на казнь», да и самого прототипа этого персонажа - Чернышевского - тоже… Список можно продолжать и продолжать.
Само это выражение появилось ещё в конце I - начале II века в Древнем Риме, и его выпустил в свет поэт Децим Юний Ювенал - автор 16-ти сатир, которые стали выходить в свет при императоре Траяне. Ювенал, к слову, автор распространённого выражения «Хлеба и зрелищ!» («Panem et circenses!») - оно встречается в 10-й сатире.
Так вот, возвращаясь к белым воронам, в 7-й сатире говорится следующее:
«Рок даёт царство рабам, доставляет пленным триумфы.
Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает».
«Seruis regna dabunt, captiuis fata triumphos:
Felix ille tamen, coruo quoque rarior albo».
В русском языке это выражение хорошо прижилось. Белый «ангельский» цвет в данном случае обозначает своеобразность, непохожесть и непорочность, которую пытаются очернить окружающие, и такая тема то и дело поднимается в классической литературе. Ко всем «лишним людям» в литературе, классифицируемым так в рамках школьной программы, можно применить этот фразеологизм.
Ну, то есть под ним подразумевается, что обычные чёрные вороны гонят из своей стаи белых сородичей (альбиносов) из-за их цвета. Но так ли это с орнитологической точки зрения?
Вот в случае с воронами и вообще со всеми представителями семейства Врановые (Corvidae) - это вовсе не так. Вопреки этому фразеологизму, чёрные и серые вороны, грачи, скворцы и галки хорошо уживаются со своими соплеменниками-альбиносами, никуда их не прогоняют и скрещиваются с ними.
Гуляя в парке, я иногда вижу серую ворону (представительницу вида Corvus corone cornix) с белыми маховыми перьями. Птица, которую я иногда встречаю, уже немолодая - я помню её с самого раннего детства. Может быть, это из-за алиментарной недостаточности - то есть сбоя в метаболическом процессе (такие вороны с белыми перьями вообще периодически попадаются), а может быть, каким-то образом альбинизм закрепился в генах, хотя это же вообще рецессивный признак. Но генетика - штука сложная и неоднозначная. «Вопросы крови - самые сложные вопросы в мире», - как говорил Коровьев. Вероятность, конечно, очень мала, но, быть может, у той вороны, которую я время от времени вижу в стае обычных чёрно-серых сородичей, когда-то в роду был альбинос.
В общем, значение известного фразеологизма «белая ворона» - неверное. Не заклёвывают и не гонят чёрные вороны и вообще все Врановые своих белых собратьев из-за цвета, а мирно сосуществуют с ними. А если же воспринимать этот фразеологизм со знанием орнитологии и реальных взаимоотношений между чёрными воронами и белыми, то, в принципе, многое может поменяться в культурных взглядах. В сущности, не так важно, чёрный ты или белый, как выглядишь, какие у тебя политические и религиозные воззрения, кто ты по национальности, какая ориентация. Все мы из одной стаи, хоть и все разные, и солнце светит всем: и белым воронам, и чёрным, и не нужно конфликтов из-за отличий.
Фото для статьи взяты из открытых интернет-источников и принадлежат их авторам.