В своём романе в жанре нон-фикшн "Ночь волка", написанном в 2000 году, Самид Агаев жестоко сталкивает интеллектуальную среду и необразованный слой общества. На этом и строится весь конфликт.
Действие книги происходит после перестройки. Компания из четырёх человек - двух мужчин и двух девушек, едут зимой из Москвы на охоту в глухую деревню Зябликово под Смоленском. Поначалу всё идёт хорошо, они весело проводят время в избе, пьют водку, едят рагу из добытого по дороге зайца. Одна из девушек - Галя, родом из этой деревни, и она ещё помнит то время, когда в этом заглохшем месте были школа и почта. Незамужняя Галя строит отношения с женатым Сашей Шиловым, одним из мужчин в компании, а вторая девушка - Вероника, замужняя. Она приехала сюда вместе с любовником - Маратом, а её муж, инженер Елисеев, остался в Москве.
Из-за мороза герои попадают в непростую ситуацию: они не могут выехать из этой деревни, а еды остаётся всё меньше. Один из героев - Шилов, пытаясь подстрелить из ружья ворону, ненароком попадает в провода, и в избе гаснет свет. Тем не менее, они не унывают - они собираются как-нибудь переждать такую "нелётную" погоду. А чтобы не было скучно, решают как в "Декамероне" Д. Боккаччо: рассказывать друг другу не без юмора и весьма нескромных моментов личные истории - о жизни, о людях, об отношениях, рассуждают, есть ли любовь. Из этих рассказов и состоит львиная доля произведения - они перемежаются с событиями, происходящими в реальном времени в книге. К этим рассказам - эпиграфы из Низами и Бродского. А Веронику в разговоре в шутку называют "королевой-девственницей". В диалогах персонажей романа - образованных и начитанных людей, много упоминаний различных авторов, цитат из их произведений, живой иронии и остроумия.
Ночью к ним стучится человек из местных - охотник Костин, за которым, как он говорит, гонится волчья стая. Они впускают его, и он отдаёт им убитого зайца - как раз кстати, поскольку у них заканчивается еда. Они предлагают ему присоединиться к их компании и приглашают его к столу, а потом он остаётся у них на ночёвку. Он никому из четверых не нравится - они чувствуют себя неуютно в компании незнакомца. На другой день обнаруживают, что куда-то пропала Вероника. Её ищут, зовут и беспокоятся - все, кроме Костина, который говорит, что ничего страшного, скоро она вернётся. Решают отправить Шилова вместе с Костиным отправить в ближайший населённый пункт за трактористом и помощью, а Галя идёт в милицию заявлять о пропаже девушки.
В избе остаётся только Марат. Он ждёт Веронику и всех остальных, но никто не приходит, кроме Костина. Охотник рассказывает, что проводил остальных, и те попросили его вернуться, чтобы не бросать Марата совсем одного. Марат тихо плачет перед печью, вспоминая Веронику и смутно понимая - случилась беда. Костин ему не нравится, интуиция подсказывает: что-то здесь не так. Марат замечает кровь на руке охотника - тот объясняет, что нечаянно поранился о цевье ружья, когда падал.
Костин вспоминает вчерашний вечер, когда рассказывали разные истории, и тоже решает рассказать кое-что. Марат, хоть он и места себе не находит, неохотно соглашается выслушать странного незнакомца, в обществе которого ещё предстоит провести ночь. Между тем смеркается, и около избы собирается волчья стая - слышен вой, леденящий кровь.
Костин рассказывает о себе и о своих юношеских мечтах. Он закончил ПТУ, служил в армии, работал водителем. Перед тем, как жениться на целомудренной и примерной девушке и лишить её девственности, Костин хотел сначала познать множество других красавиц, но, однако, у него не получилось ни то, ни другое. Он после армии женился на молодой, восемнадцатилетней, но она, как потом выяснилось, уже не была целомудренной. Жена родила ему троих детей, он, в целом, привык к семье, но его сознание по-прежнему подтачивала мысль о том, что всё не так.
Разница между его мальчишескими идеалами и суровой, сложной реальностью оказалась для Костина чересчур тяжёлой, и, чтобы хоть как-то примириться с этим, он твёрдо решил осуществить своё давнее юношеское намерение, поэтому упорно искал девственницу. В газете в рубрике знакомств он сначала отыскал некрасивую, полную двадцативосьмилетнюю особу - девственницу, которую мать приводила на свидания, чтобы выдать замуж по расчёту. От такого предложения он отказался, а через некоторое время затащил в постель коллегу по работе. Он надеялся, что она девственна. Однако в ту ночь у них ничего не получилось, да и, как выяснилось, за несколько минут до их свидания она вступила в связь с другим мужчиной - охранником в той организации, где они работали. Костину снова не повезло, но своей маниакальной идеи он не оставлял. Доканчивая рассказ о своей неудаче, Костин добавляет: "Вот тебе и королева-девственница".
Марату этот рассказ очень не понравился, и он хватается за ружьё, тут же понимая всё - в том числе и то, куда девалась Вероника. Костин не без злорадства отмечает, что вернулся для того, чтобы передать: Вероника врала Марату насчёт своей девственности - ведь он же лично убедился, что это не так. Костин в силу своей необразованности не понял, что накануне Веронику называли "королевой-девственницей" не всерьёз, а в шутку, с иронией. Костин воспринял всё это буквально и, изнасиловав прошлой ночью Веронику, убил её, а потом и ещё двух человек из компании - Шилова и Галю: зарезал охотничьим ножом.
Марат, которому уже деваться всё равно некуда, объясняет Костину, что Вероника по факту не была девственницей, её называли так наподобие английской королевы Елизаветы I: поскольку та не вышла замуж, в историю она вошла как королева-дева, а назвать незамужнюю главу государства не девственницей означало оскорбить её и заодно престол. Марата Костин в итоге привязывает к стулу, но не убивает, а задаёт издевательский логический вопрос: "Если ты такой умный, то почему ты связанный, а я нет, а?"
Таким образом, Костину с осуществлением юношеской мечты - лишить девушку девственности, - в который раз не повезло, и, более того, его злит и раздражает то, что в этот раз он столкнулся с людьми из непривычной ему среды. Это - кульминационный момент в романе, его основная, обострённая автором, трагедия - труднопреодолимой пропасти между знанием, просвещением и незнанием, непросвещённостью.
"Как я вас всех ненавижу, умников, со всеми вашими недомолвками, намёками, подвохами, если бы я всё это раньше знал, девка была бы жива. Неужели нельзя называть вещи своими именами?" - говорит Костин, и в этом есть своя правда, они и в самом деле могли бы объяснить ему смысл "королевы-девственницы" и то, что так они называют Веронику не всерьёз. Вращаясь в своей привычной - рабочей, среде, Костин не привык к полунамёкам, сложному юмору, остроумным шуткам, иронии, присущих начитанным людям с образованием. У него иной тип мышления: для него главное, чтобы было всё просто, конкретно и понятно. Он прошёл мимо базиса гуманитарной культуры, не читал книг, поэтому по факту целый красочный мир классической литературы, авторов и произведений разных эпох, из которых как раз можно почерпнуть юмор, остроумные шутки и цитаты, для него просто-напросто не существовал. У Костина произошло обострение комплексов из-за того, что он не понял этих людей.
Но зато он прекрасно осознаёт: у него нашлась сила, чтобы их убить и выместить на них все свои тайные комплексы. Он упивается этим. Хотя эти вполне себе добродушные люди, в общем-то, ни в чём не виноваты, им просто не повезло, что они попали в такую ситуацию и столкнулись с маньяком-убийцей в эту страшную зимнюю ночь. Они виноваты лишь косвенно - когда Костин только пришёл к ним, они заметили, что он не так эрудирован, как они. Ничего ведь не стоило поделиться с ним знанием и объяснить некоторые моменты, и тогда все остались бы в живых.
Озлобленный на весь мир, недовольный жизнью, зацикленный на своей безумной идее Костин чувствует свою безнаказанность, но, однако, возмездие всё-таки наступает: его догоняет стая волков в зимнем лесу, и раздаётся его предсмертный крик. "Совершался извечный закон природы, сильный пожирал слабого, одно из бесконечных звеньев эволюции".
Из Москвы в глухую деревню под Смоленщиной приезжает инженер Елисеев, муж погибшей Вероники, а Марат тем временем отвязывается от стула. Тело девушки они находят в бане.
Что ещё можно тут добавить? Противопоставление образованности и необразованности в романе "Ночь волка" - снобистское, но в итоге всё решает суровый реализм: этим произведение и привлекательно. Герои повести, интеллектуалы, оторванные от столицы и привычной среды, оказываются бессильными перед сложившимися обстоятельствами: в них нет необходимой жёсткости и недостаточно силы духа, в их характерах нет той самой золотой середины и подвижности, которая позволила бы балансировать между разными социальными средами, находить общий язык. Это их и губит. Ведь не оставь они незнакомого маньяка Костина на ночёвку в доме, ничего бы этого могло не случиться. Но излишняя вежливость и в определённой степени бесхарактерность не позволили им поступить иначе. Это ещё одна трагическая нота в романе.
#главнаякнига