«Баба Шанель» Валерии Приходченко (театр «Большая медведица» (Москва))
(26 июня 2017 г/фб)
Проза бывает «рассказанная», тяготеющая к байке, истории, а бывает поэтическая, так называемая стихопроза, ритмически структурированная. Спектакли, как оказалось, тоже. Валерия Приходченко очень смелый режиссер: она не просто превратила комедию «Баба Шанель» Коляда Николай (Kolyada Nikolay) в трагедию, из разухабистой баечной стихии она ушла в чистую поэзию.
К попыткам скрестить драматический жанр с музыкальным театром все давно привыкли. Но драматический спектакль, ритмически организованный от начала до конца по законам контемпорари-данса, да еще на таком материале, да с фактически полным сохранением текста пьесы, я давно не видела. Элементы пантомимы, театра жеста были в помощь. Но лично я со всё возрастающим восхищением наблюдала, как в неразрывном единстве с драматическим сюжетом движется почти хореографическая пластика спектакля.
Товарищи, я помню множество «Баб Шанель», все они были сделаны плюс-минус так, как поставил эту пьесу в свое время Николай Коляда. В стиле балаганчика с кокошниками, накрытым столом, и даже исполнением отдельных женских ролей мужчинами. У Валерии Приходченко в постановке только актёры и пять пресловутых табуреток. Костюмы тоже предельно лаконичны. Все участницы ансамбля «Наитие» облачены в платья простого, однотипного покроя, открытые цвета: жёлтый, голубой, алый, зелёный, оранжевый - со смешными вышивками на кармашках. Впрочем, сделано это вполне с учетом характеров героинь, которые тоже предельно ясно очерчены.
В белом и прихотливом только пара лидеров - руководитель ансамбля Сергей Сергеевич и Баба Шанель - Роза Николаевна. В противовес обычной трактовке, она сделана не хабалистой особой в камуфляже, а очаровательной и утонченной стервой, которая со змеиной грацией умеет отвоевать своё место под софитами славы. Инфернальны оба ее нОмера-выступления, сначала под музыку Курёхина из «Господина оформителя» с пронзительным вокалом, а потом реинкарнируя в самого Цоя с его вечным «Мы ждем перемен!».
В какой-то момент я всех пересчитала: перед нами семеро героев. Семь нот, от изменения композиции которых на линейках нотного стана-сцены развивается визуальная мелодия.
Валерия Приходченко всё же немного трансформировала текст: в конце она сделала парад монологов героинь, выбрав его кусочками из других мест пьесы. Перед нами вереницей идут их истории: у каждой своя трагедия, свое одиночество, своя тоска о любви, свой страх смерти, своя боль за не так прожитую жизнь. Женское всеобъемлющее, о женщине вообще. Удивительно, но пьеса вполне допускает и такую трактовку. Более того, такая трактовка в самом выгодном свете раскрывает яркий язык самой пьесы - динамичный и ритмизованный. Ну и под занавес: «женской или бабской» я бы драматургию Приходченко не отважилась назвать. Как режиссер она смелее, жёстче, изобретательнее иных мужчин. И её поэзия цветаевского накала.
фото Марина Козлачкова
Комментарии
Валерия Приходченко
Спасибо вам!
·