Когда уже написала отзыв на фильм "Матч-Пойнт" вспомнила о своём визави в комментах - его идея об Отмене Судного Дня для гоев. И поняла, что фильм Вуди Аллена - это отмена Судного Дня уже для истинных субъектов данного Дня. И так легко стало - вот он смысл фильма, который вначале казался пустышкой.
Вуди Аллен как истинный адепт фрейдизма выработал антитела, достиг такого уровня психоанализа себя, что отменил Судный День для своего народа.
Итак комментарий к фильму "Матч-Пойнт" - в широком диапазоне дискурса, который он вызывает.
Фильм о том, что Достоевский, Драйзер, Шекспир уже не актуальны.
Вуди Аллен снял последнюю мелодраматичную классику, косящую под трагедию.
Так уж получилось, что я почти в тот же день посмотрела "Почтальон всегда звонит дважды / The Postman Always Rings Twice" 1981 года.
И у меня сложился пазл из двух этих фильмов.
Первое ощушение от этих двух фильмов - не чувствуется отношений между героями. Нельзя отношения забивать страстными постельными сценами. И это странно, ведь в фильме "Почтальон всегда звонит дважды" пару играют сильные актёры Джек Николсон и Джессика Лэнг.
В фильме "Матч-Пойнт" Джонатан Риз-Мейерс ещё как-то пытается играть именно отношения, то Скарлетт Йоханссон - это пустышка. Такая же она и в "Черной орхидеи" 2006 года - один к одному. Даже странно. Она играет на уровне Голливудской старлетки амплуа сексапила номер такой-то. Помните как подбирала губы к актрисе Рина Зеленая в фильме "Весна" - "средняя пухлоть, сексапил номер 4".
Что-то Вуди Аллен закладывал в фильм, но копать придется глубоко - не всё на поверхности.
Для голливудского обывателя "Матч-Пойнт" - это фильм сценарного уровня 40-ых годов, как и "Черная орхидея", которая хотя бы временем действия обитает в 40-ых, что честнее всё-таки, хотя уровня Дарио Ардженто Брайан Де Пальма всё-таки не достиг. А ведь каков был материал!
Почему же в 2005 году Вуди Аллен реанимировал уже протухший материал? Ностальгия, ретро, антиквариат? Стиль лофт - в старом заводском здании создать модный интерьер? Но ведь и это не получилось.
Что же это такое? Политико-экономический пафос расслоения общества на классы? Если такой пафос и есть, то его надо искать не на теннисных кортах. Бедный теннисист и бедная артистка? Протестантизм даёт широкие возможности для успеха и не будем касаться морали и нравственности. Только без этого. Вуди Аллен не Че Гевара.
Так что же? А всё то же, что я сказала в самом начале - Вуди Аллен могильщик Достоевского. Он показал как современная цивилизация спустила в унитаз Достоевского и других классиков иных веков, отличных от 21 века.
По поводу этого фильма часто говорят об аллюзиях на "Американскую трагедию" Драйзера, но надо быть слепым, чтобы не увидить, что все эти классики уже не ложатся на 21 век. И Вуди Аллен это показал. Вот в чем была фишка нью-йоркского завсегдатая психоаналитиков и мастера визуализации их сеансов не только на традиционной кушетке, а и в неформальной для Фрейда обстановке, в то время как форма решает всё - то бишь кушетка.
Вот и здесь 21 век выбил форму времени и пространства из-под классиков - кушетка, на которой разлегся 21 век, уже не та.
На половине фильма начинаешь думать, что это парафраз на тему фильма "Американский психопат / American Psycho" 2000 года и может быть Вуди Аллен марксист настолько насколько и фрейдист. И его заботят составляюшие современных управленцев, бизнес-мальчиков, их ингредиенты - 50% теннис, 20% жена-хасидка, 30% блондинка-любовница и соответствующие утехи.
Прошла половина фильма, а он намазывает ей спинку маслом для массажа. Но г-да это же вульгарно. Вульгарны и обеды в кругу семьи. Всё вульгарно в фильме.
И вот на этой самой половине фильма возникает беременность подружки. И нам предлагают сочувствовать герою. Но как можно ему сочувствовать? Бытие так сказать определяет сознание. На кого черт возьми рассчитан фильм, ведь мы же не сынки у маменьки в помещичьем дому. Все живем в своих заботах.
И опять вопрос, что хочет сказать Вуди Аллен? Что управленцы зачинают детей не от тех женщин? Другими словами процесс управления в протестантской демократии идет не в ту степь? Не туда стреляет сперма управленцев, а потому у нас кризис? А что? Весьма революционно. Таким образом Вуди Аллен ещё в 2005 году предсказал современный экономический кризис.
Англичанин влюблен в американку. Речь о какой-то диффузии американского психоза в английскую педантичность и старые ценности старого капитала, как говорят старых денег. Та же коллизия как и в культурологическом дискурсе фильма "Убей меня нежно", о чем я уже писала:
http://www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=4&num=10255 Автор: Poklonnik.
Америка вопиёт к своему создателю Великобритании. А Великобритания имеет на счет Америки своё мнение. Во всяком случае об этом говорят оба фильма. Итак наконец-то налицо Фрейд. А я всё искалa Фрейда. Как же Вуди Аллен и без Фрейдa? И Он с большой буквы нашелся.
Итак фильм о комплексе Электры - любовь дочери к отцу. Но это не единственный комплекс и я ставляю за собой право на нахождение комплексов в фильме. В смысле комплексов США-Великобритания - Старый-Новый свет это да имеет отношение к Вуди Аллену, хотя вначале фильма я был согласнa с вопиющими возгласами зрителей: "Какое это имеет отношение к Вуди Аллену???".
Итак начнем сначала - точка зрения явно поменялась - американская девушка хочет быть артисткой в Старом свете, где школа Шекспира правит бал. Это надо прочувствовать. Дело не в теннисе, а в театральной школе. "Американская трагедия" Драйзера - это Американская трагедия, так же как Лолита тоже американка. Здесь же нам дают англо-американскую трагедию и English Psycho.
Вуди Аллен явно разбирает тончайшие материи взаимодействия Старый-Новый свет. Разные способы давление женщин на мужчину в культурологическом смысле даже, а не морально-нравственном. Тот культурологический смысл, который рождает разную атмосферу голливудских и английских фильмов. Потому Вуди Аллен и пригласили снять этот фильм в Голливуде - нужно было прочистить каналы Голливуду. И Вуди Аллен выступил в роли такого ассенизатора, который должен был провести процесс культурологического переноса английской атмосферы Старого Света в атмосферу Голливуда.
И для этого священнодействия был выбран Теодор Драйзер "Американская трагедия" - 80 лет роману исполнилось в 2005 году. Сам роман тоже до конца не понят, а ведь это тоже культурологический манифест. Клайд, убив свою простую девушку, по сути убил американскую эмоциональность. Он дал старт протестантской безэмоциональной американской демократии 20 века, что сказалось на качестве голливудской продукции и привело в тупик Голливуд. Воистину американская трагедия.
Вуди Аллен в этих дебрях безэмоциональной шизофрении был назначен поисковиком искры божьей эмоции. И он пошел её выбивать во взаимодействии со Старым Светом, который когда-то во времена правления Георга III короля, страдавшего умопомрачениями, дал независимость США.
И всё равно эмоции не выбиваются в фильме. Любовница превращается в сварливую бабу и падает по социальной ступени до продавщицы в бутике, когда герой поднимается наверх до выгодных контрактов с японцами.
Итак одинокая старуха убита не из-за бедности убийцы, а из-за богатства убийцы и просто потому что живет рядом для инсценировки. Одинокая старуха может быть метафорой чего угодно - метафора истории 20 века, метафора матери, метафора Старого Света. Старуха боролась с крысами. Крысой может быть и сам герой. Крыса как символ описана в wiki в статье "Крысы". Довольно прозрачный символ. Девушка - это альтер-Эго героя. То, кем бы он стал не женившись на богатой. Старуха между ними - это старая добрая Европа со старой моралью и нравственностью, старая добрая классика и опера, которая фоном сопровождает фильм.
Герой убивает альтер-Эго в себе и со слезами расстается со всем багажом двух тысячелетий битв за мораль и нравственность. В итоге всё сводится к везучести.
Вуди Аллен данным фильмом похоронил классику, похоронил фрейдизм, мораль, нравственность, похоронил всё и возвел в абсолют везучесть как добродетель 21 века. Неплохо для выводов о начале 21 века. Метафора кольца самая значимая в фильме. В смерти Старая добрая Европа обручилась с наркоманом - с тем, кто уходит в мечтательное небытие или забытье под наркотиками. Приводящий в оцепенение - это перевод с греческого слова "наркотик". Старые мораль и нравственность, старые добродетели приведены в состояние оцепенения под натиском удачливости и везучести - апогей буржуазности, его высшая самоценность, его самый сильный наркотик - героин от слова героический. Новый герой нового века - вот что провозгласил Вуди Аллен. Герой, которому не нужен Фрейд, Герой, преодолевший рефлексию. Лавочку психоанализа можно закрывать. Вуди Аллен исполнил героический акт самоотречения от фрейдизма.
Фильм оформил ритуальность Бытия. Безэмоциональное протестантское Бытие превратилось в ритуал.
Нет места психоанализу - всё вытекло в трубу мироздания, в некую черную дыру.
Самый сильный кадр - это ночная встреча героя со старухой и Нолой - ночной разговор с их сущностями.
И если в 1981 году ещё была надежда на то, что почтальон позвонит во второй раз для Судного Дня, для распечатки Каина и раскаивания, то через 25 лет уже второй звонок отменили в пользу везучести как добродетели, философского камня буржуазного Бытия.
Отменили Судный День и родился сатана - рожденный мальчик от ритуальной буржуазной жены - это тоже символ фильма.
В мир явился Сатана - вот итог фильма вместе с отказом от психоанализа ака исповеди. Явившийся в мир младенец - это Каин, пошедший ещё дальше библейского Каина - он убил брата ещё в утробе через Отца.
Сила воли для появления Сатаны витала над героем весь фильм. Так что при такой трактовке фильм переходит в разряд фильмов ужасов о сатанизме.
Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Потому герой фильма обретает знание под водительством Люцифера и порождает своего сына Каина.
Каин
(один)
И это жизнь!
Трудись, трудись! Но почему я должен
Трудиться? Потому, что мой отец
Утратил рай. Но в чем же я виновен?
В те дни я не рожден был, - не стремился
Рожденным быть, - родившись, не люблю
Того, что мне дало мое рожденье.
Зачем он уступил жене и змию?
А уступив, за что страдает? Древо
Росло в раю и было так прекрасно:
Кто ж должен был им пользоваться? Если
Не он, так для чего оно росло
Вблизи его? У них на все вопросы
Один ответ: "_Его_ святая воля,
А он есть благ". Всесилен, так и благ?
Зачем же благость эта наказует
Меня за грех родителей?
- Байрон "Каин".
История "Матч Пойнт" - это библейская история изгнания из рая и познания. Это история Каина, порождающего Сатану и находящегося под влиянием Сатаны. Вуди Аллен после фрейдизма вернул мир в лоно Библии с её древом познания и моисеево лоно.
Опять эта вилка знания:
Люцифер
Я знаю мысли смертных
И сострадаю смертным.
Каин
Как! Ты знаешь,
Что мыслю я?
Люцифер
Да, это мысли всех
Достойных мысли; это говорит в вас
Бессмертие.
- Байрон "Каин".
Концовка фильма великолепно иллюстрирует концовку поэмы Байрона "Каин"
Ада
Он отошел. Пойдем и мы. Я слышу
Плач нашего малютки.
Каин
О, малютка
Не знает сам, о чем он плачет; я же,
Проливший кровь, уж не могу лить слез,
Хотя всех рек Эдема не хватило б,
Чтоб смыть мой грех. Уверена ли ты,
Что от меня мой сын не отвернется?
И совершив по жизни акты исповеди во фрейдизме, раскачав садо-мазо маятник познания, убив Авеля во чреве Нолы, родив Каина, осознав желание не родиться в разговоре с призраком Нолы - сцена достойная явления Гамлету призрака Отца, совершив всё это под звуки "Травиаты" - куртизанка аллюзия на Нолу, Вуди Аллен вернулся к истокам Библии в момент греха Каина и одновременно в момент получения 10 заповедей Моисеем. Он попытался остановить Моисея в момент, когда тот замахнулся скрижалями Завета.
Вуди Аллен запросил милосердия у Моисея из 21 века - ведь иначе Матч-Пойнт и выигрыш Сатаны по очкам.
Судный День усиливает буржуазность до апогея самоценности везучести как главной добродетели. Судный День раскачал садо-мазо маятник, которому даже уже не помогает психоанализ как исповедь.
Судный День из моральной и нравственной оценки себя превратился в гадание повезет или не повезет в следующем году - выигрыш Сатаны Матч-Пойнт у Моисея. Так не лучше ли остановить Моисея в момент назначения Судного Дня?
Вуди Аллен разуверился в психоанализе и он нашел выход - в моисеевом моменте.
Вуди Аллен провел ярчайший психоанализ самому Моисею.
Это моё мнение о фильме и возможно я вложила в творческую голову Вуди Аллена свои творческие мысли.
Вот прочитала отзыв на фильм:
http://www.film.ru/article.asp?id=4302 А ведь автору только и надо было задуматься о ритуальности Бытия. Он почти был у цели познания фильма и жизни, сказав: НАЧАЛО ЦИТАТЫ В конце концов, и Гитлер оперу любил, а происходящее все равно тупо. Все персонажи - именно функции. Берут, что дают, бегут, если бьют - исключительно по обстоятельствам. Ни одного проявления свободы воли, ни одного собственного желания, только всеобщая жажда благополучия. ..... закольцевав "открытие" КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
Но это уже лишнее писать критику на критику.
Нужны иллюстрации к статье. Пожалуй один достойный кадр.
Вот этот - мнимая ритуальная прозрачность протестантской демократии: