Оригинал взят у
nafanyabesfamil в
Они были первымиОригинал взят у
vikond65 в
Они были первыми 75 лет назад, 22 июня 1941 года, жители небольшого городка вблизи советско-германской границы в 6 часов утра были разбужены ревом самолетных моторов и оглушительными взрывами бомб. Городок находился в Восточной Пруссии и назывался Тильзит. Через два с половиной часа после начала немецкой агрессии советская авиация нанесла по нему свой первый бомбовый удар в Великой Отечественной войне.
Первым отреагировало на германское нападение и решилось взять на себя ответственность за ответные действия руководство ВВС Северо-Западного фронта. Уже в 4.40 штабом 7-й смешанной авиадивизии (САД) был получен приказ командующего ВВС фронта генерал-майора А.П.Ионова вскрыть "красный пакет" с планами действий на случай войны. А еще через три минуты штабы 9-го и 46-го скоростных бомбардировочных авиаполков (СБАП) получили соответствующий приказ из штаба дивизии: "Уничтожить группировку противника и авиацию на аэродромах в районе Тильзит, Рагнит, Жилен. Вылет немедленно".
Первыми в воздух поднялись самолеты 9-го СБАП с аэродрома Паневежис. О начале войны они уже знали, так как в 4.30 дюжина двухмоторных бомбардировщиков Люфтваффе атаковала полковой аэродром. Бомбардировка стоила полку семи уничтоженных и 14 поврежденных бомбардировщиков СБ (5 из них были позже были восстановлены). Окончание налета совпало с получением приказа из штаба дивизии, и примерно в 4:50 уцелевшие самолеты полка начали взлетать на выполнение поставленной задачи. Из-за потерь и неисправностей в первый боевой вылет отправились только 25 боевых машин из 60 положенных по штату.
Первой стартовала 5-я авиаэскадрилья (АЭ) капитана М.А. Кривцова. Ее целью был железнодорожный вокзал города Тильзит. По воспоминанию одного из штурманов, принимавших участие в этом вылете, комэск повел самолеты не по прямой на Тильзит, а сначала заложил большой крюк в направлении Сувалок и лишь потом направился к цели. При этом самолеты набрали высоту 7500 метров. Потерянное на этот маневр время с лихвой компенсировалось тем, что группе удалось зайти с неожиданного ракурса и добиться внезапности: немецкие зенитки открыли огонь только после того как самолеты сбросили бомбы на цель и легли на обратный курс. Вражеских истребителей в воздухе не было, зскадрилья вернулась домой без потерь.
Другие группы полка работали по скоплениям вражеских войск в районе Тильзита и в них без потерь уже не обошлось. Зенитной артиллерией были сбиты три самолета 4-й АЭ. Погибли экипажи комэска капитана И.П. Короткова, замкомэска старшего лейтенанта Богомолова и лейтенанта Воронина. В 7:10 уцелевшие самолеты произвели посадку в Паневежисе. Так 9-й авиаполк закончил боевой вылет, ставший первым ответным ударом самолетов ВВС РККА по немецко-фашистским захватчикам.
Второй бомбардировочный полк 7-й САД - 46-й СБАП дольше готовился к вылету и эта задержка стала для него роковой. Немцы успели подготовиться к встрече. Первая девятка СБ стартовала в 5.40. Дальнейшие события сухо описаны в оперативной сводке полка №1: "Доношу что в 6:40-6:45 22.06.41г 2 и 3 АЭ 46 СБАП произвели бомбометание в количестве 18 с-тов. 2-я АЭ уничтожила скопление войск в районе Тильзит, Тауроген. Не вернулись 5 самолетов СБ с экипажами... Всего сброшено бомб ФАБ-100 - 36 и ФАБ-50-18. 3-я АЭ разрушала ж/д ст. Жилин, из полета не вернулось 5 экипажей. Сброшено бомб ФАБ-100 - 36 и ФАБ-50-18".
Потеря сразу 10 самолетов была вызвана встречей в районе Каунаса с "Мессершмиттами" из эскадры JG54, а потом, в районе Рассеняя, бомбардировщиков атаковали еще и истребители эскадры JG53. Нашим удалось подбить только один самолет. Летчик Ханс Бретнютц получил тяжелое ранение, он все-же сумел посадить поврежденную машину, но вскоре умер из-за отсутствия медицинской помощи.
Надо отметить, что по возвращению на аэродром никто из уцелевших экипажей 46-го СБАП не заявлял воздушных побед. Очевидно, Бретнютца успел сбить кто-то из погибших в том бою советских воздушных стрелков. Из 30 членов экипажей сбитых СБ 23 человека погибли или пропали без вести и только семерым удалось спастись и выйти к своим.
После первых вылетов наши летчики были готовы продолжить наносить удары по врагу, тем более, что значительная часть советской бомбардировочной авиации не пострадала при первых налетах Люфтваффе на советские аэродромы. Однако примерно в 6 часов утра из Москвы поступил приказ наркома обороны Тимошенко с категорическим запретом бомбить сопредельную территорию и вообще - перелетать через линию границы.
Сложно объяснить, чем был вызван этот абсурдный приказ, поскольку уже в 5.30 немецкий посол Шуленбург вручил наркому иностранных дел Молотову официальную ноту с объявлением войны. Возможно, в Кремле все еще надеялись, что Гитлер "одумается" и прекратит боевые действия. Во всяком случае, очевидно, что запрет бомбить немцев не был личной инициативой Тимошенко, такое решение он не мог принять без санкции Сталина.
Приказ был немедленно доведен до авиадивизий, в результате чего наша бомбардировочная авиация бездействовала более трех часов, так как в "красных пакетах" были указаны цели на германской и оккупированной польской территории, а новых целеуказаний не поступало. Только к девяти утра "стоп-приказ" был отменен.
В 9.15-9.30 одна за другой стартовали три эскадрильи 24-го СБАП, получив задание разбомбить немецкую танковую колонну в районе местечка Цехановец. Однако в указанном районе танков не оказалось. Самолеты довольно долго барражировали, разыскивая цель, но, так и не найдя ее, отбомбились по немецким артиллерийским позициям на западном берегу Буга. "Блуждания" бомбардировщиков над фронтом не ускользнули от внимания противника. На отходе наших догнали и атаковали, очевидно, наведенные по радио две группы "Мессершмитов" общей численностью 20 машин. Им удалось сбить восемь бомбардировщиков, потеряв один истребитель.
В 10.20 5-я эскадрилья в 54-го СБАП в составе 10 экипажей СБ без истребительного прикрытия вылетела на бомбардировку аэродрома Гумбинен. К сожалению, налет прошел неудачно. В Журнале боевых действий полка по этому поводу записано: "Выполнить задачу ввиду сильного противодействия не удалось". Сильное противодействие оказали пилоты 5-й и 6-й эскадрилий 52-й истребительной эскадры Люфтваффе. Немцы атаковали нашу группу на подлете к цели и сбили три бомбардировщика, остальные развернулись на обратный курс.
Тем временем, в бой вступили бомбардировочные полки Западного фронта.
В 10.20 - 11.10 тремя девятками и опять без прикрытия стартовал 121-й СБАП 13-й смешанной авиадивизии. Его целями, согласно приказу, были "скопления войск противника в районе Сарнаки, Лосицы, Константинов". Действия самолетов полка подробно описаны в Боевом донесении №1, штаба 13-й БАД от 16.05 22 июня 41 года.
В 12.10 4-я эскадрилья в составе девяти СБ с высоты 4000 м успешно атаковала населенный пункт Лосицы. На подходе к цели самолеты были обстреляны зенитками, но немцы стреляли неточно. В 14.10 все девять СБ благополучно сели в Бобруйске.
В 12.30 5-я эскадрилья также в составе девяти СБ бомбила городок Сарнаки. В районе цели эта группа встретила ожесточенное сопротивление. Согласно докладам уцелевших экипажей, над целью самолеты попали под мощный зенитный огонь, а потом были атакованы девяткой "Мессершмиттов". В результате из девяти машин вернулись только две.
В 12.52 2-я эскадрилья в том же составе бомбила город Константинов. В районе цели ее также встретил огонь зениток и атаки четырех Ме-109. В воздушном бою был сбит один СБ, еще три самолета получили повреждения. По докладам экипажей, стрелки сбили два "мессера", но это не подтверждается немецкими данными. Всего полком было выполнено 27 самолето-вылетов, на цели сброшено 72 ФАБ-100 и 90 ФАБ-50, потеряно восемь машин.
В 12.08 командир 125-го СБАП майор Кобец повел свой полк в составе трех девяток на бомбардировку немецких аэродромов. В районе городка Сапоцкин по самолетам открыли огонь до 10 зенитных батарей, что послужило сигналом для разделения группы. Далее эскадрильи действовали отдельно по заранее намеченным целям.
В 13.57 бомбардировке подвергся аэродром Берзники. Несмотря на сильное зенитное противодействие, на него было сброшено 216 бомб (162 ФАБ-100 и 54 ФАБ-50). Экипажи отметили сильные пожары, а стрелки, согласно докладам, сбили Ме-109 (немцы это не подтверждают). По данным противника, советские самолеты атаковали аэродром истребительной группы II/JG 27, однако, судя по всему, они бомбили неточно, так как результат налета оказался незначительным. Ни один истребитель не пострадал, был уничтожен только учебный самолет "Клемм" Kl-35. Удачей можно считать то, что в этот раз все наши экипажи вернулись без потерь.
К сожалению, 130-му СБАП повезло гораздо меньше. Для выполнения своего первого боевого задания он также подготовил три девятки. Первую вел командир полка майор Кривошапко, вторую - заместитель командира капитан Коломийченко, третью - комэск капитан Андреев.
Бомбардировщики стартовали ровно в полдень. Как и во всех остальных случаях истребительного прикрытия у них не было. Примерно в 13:15 первая девятка вышла на цель. Зенитки открыли сильный огонь и добивались попаданий, несмотря на то, что самолеты шли на высоте пять километров. СБ младшего лейтенанта Горелькова получил 46 осколочных пробоин. В результате интенсивного обстрела строй ведущей девятки "рассыпался", а отдельные машины сразу же подверглись атакам четырех "Мессершмиттов".
Тем не менее, всем трем группам удалось прорваться к цели. На аэродроме Бяла-Подляска был уничтожен прямым попаданием двухмоторный "Фокке-Вульф" Fw-58, еще один такой же самолет получил серьезные повреждения (30% по немецкой классификации). Экипажи девятки Коломийченко также отметили, что в Бяла-Подляске начались пожары. Однако цена за этот успех оказалась несоизмеримой.
При отходе от цели все три девятки были атакованы большой группой истребителей (по докладам экипажей - до 30 машин), причем первые атаки были произведены с целью рассеять боевой порядок группы и уничтожить ведущего. К сожалению, немцам это удалось. После гибели экипажа Кривошапко немцы начали охоту за остальными. Атаки производились парами, одновременно с разных сторон. Хвостовой стрелок мог вести огонь только по одному атакующему, а в это время второй "мессер" беспрепятственно расстреливал бомбардировщик. В итоге было сбито 20 СБ. Из полка уцелело только только семь машин. Выжившие стрелки утверждали, что сбили девять "мессершмитов", однако в немецких документах не зафиксированы потери в этом бою...
Так выглядели действия нашей бомбардировочной авиации в первые часы Великой Отечественной. Впереди были еще четыре года войны.
Использованы материалы статьи Михаила Тимина "Ответный удар" из 2-го номера журнала "Авиапарк" за 2010 год. На заставке - самолеты СБ и Ар-2 из 24-го, 130-го и 46-го СБАП, принимавшие участие в боях 22 июня 1941 года. Рисунки Владимира Камского.
Аэрофотоснимок Тильзита после бомбардировки. Кружками обведены разрушенные и сгоревшие здания.
Самолет Ханса Бретнютца, вывезенный немцами по частям с места вынужденной посадки. Бретнютц, погибший в первый день войны на Восточном фронте, был опытным пилотом. На руле поворота его "мессершмитта" видна 31 отметка воздушных побед.
Обломки одного из сбитых 22 июня бомбардировщиков СБ 24-го СБАП.
Немцы осматривают СБ, разбитый при вынужденной посадке.