Члены штаба по защите Конституции, ежегодно, 21 августа собираются в одном и том же месте, чтобы пообщаться и вспомнить события августа 1991 года. Место этой встречи - детский санаторий «Восход», в котором был организован штаб по защите Конституции и противодействию ГКЧП. Несколько лет назад я повстречался там, у "Восхода", с участниками событий августа 1991 года.
Из года в год у «Восхода» собиралось разное количество участников тех событий. Иногда и по пятьдесят человек, а иной раз не набиралось и десятка. Сегодня на встрече людей было немного. Как говорится, иных уж нет, а те далече. Но те, кто пришел, имели к событиям 22-летней давности прямое отношение. Олег Дячкин являлся лидером местных демократов, депутатом, а позже спикером облсовета, Виктор Крысанов, также был депутатом областного Совета народных депутатов, Лев Лазовский являлся депутатом горсовета, Марк Гольдман уже в те годы возглавлял Общество прав человека. Пришли на встречу и два заместителя Геннадия Купцова, после провала ГКЧП ставшего губернатором Липецкой области - Сергей Павленко и Владимир Цветков.
22 года назад граждане СССР проснувшись, по привычке включив телевизор, вместо передач увидели диктора, зачитывающего заявление некоего Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Это, неоднократно транслируемое обращение группы консервативно настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ, перемежалось показом балета «Лебединое озеро». ГКЧП же объявлял чрезвычайное положение в Москве, о приостановлении деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, запрещал проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок, устанавливал контроль над СМИ, и временно приостанавливал выпуски некоторых центральных, московских городских и областных общественно - политических изданий. Свои действия ГКЧП обуславливал, якобы, ухудшением здоровья президента СССР Михаила Горбачева, который, на самом деле был помещен под домашний арест в крымской резиденции, в Форосе. Основной же целью ГКЧПистов являлось сворачивание горбачевской Перестройки, обуздание демократических реформ, и остановка процесса распада СССР путем подписания нового Союзного договора. Впрочем, этим, возможно и благим намерениям, сбыться было не суждено, и ГКЧП просуществовал всего три дня. Те события и действия ГКЧП уже тогда были названы государственным переворотом, который потерпел провал, с последующим арестом членов и активных сторонников ГКЧП, уголовными делами и посадками. Впрочем, никто из ГКЧПистов долго за решеткой не оставался, новые, демократические власти простили им их грехи.
Липецк те процессы не обошли стороной. В то время наш город жил такой же трудной перестроечной жизнью. Экономика испытывала тяжелейший кризис, полки магазинов были пусты, народ бурлил, митинговал, бастовал и протестовал. Липецкой областью руководил первый секретарь обкома КПСС Виктор Донских. В областном и городском Советах народных депутатов к тому времени сложилось двухпартийная система: в городском и региональном парламентах заседали избранные всенародно - коммунисты (в абсолютном большинстве) и демократы из партии «Демократическая Россия», в явном меньшинстве. Так, в облсовете демократов было 19 человек из 190, остальные являлись коммунистами. Когда грянул августовский путч, липецкие депутаты абсолютным большинством поддержали ГКЧП. Поддержал путчистов и первый секретарь обкома партии Виктор Донских, что в последствии стоило ему карьеры.
А что же наши доморощенные демократы, которых было явное меньшинство?
- Сразу после известного телеобращения ГКЧП, мы созвали нашу партийную группу в облсовете на которой тут же решили поддержать избранного президентом РСФСР Бориса Ельцина, выступающего резко против ГКЧП, - вспоминает Виктор Крысанов. И тут же создали Штаб по защите Конституции, разместившийся в санатории «Восход», руководил которым депутат облсовета от нашей демократической фракции.
В тот же день, в Липецке появился и местный ГКЧП, который был создан в областном Совете парламентским большинством. Об этом сообщили местное радио и газеты, но дальше декларации о создания липецкого ГКЧП, дело не пошло.
- Руководитель УВД области Виктор Минаков к приказу московского ГКЧП, который регламентировал действия силовиков на момент чрезвычайного положения, прибавил еще с десяток своих пунктов, которые еще больше ограничивали права липчан, - вспоминает Марк Гольдман. - Но исполнять, ни московский указ, ни местный, никто не собирался, а Минаков и его ведомство особо и не настаивали. То есть, репрессий никаких не было. Мы спокойно собрались в Нижнем парке на импровизированный митинг, к нам подошел милиционер, попытавшийся было запретить собрание, но у него ничего не вышло.
Зато демократическое меньшинство в органах власти и их сторонники действовали. Штаб по защите Конституции установил связь с Белым Домом в Москве. По факсу получал указы и обращения Президента РСФС Бориса Ельцина и Верховного Совета. Воззвания и Указы размножались на нескольких имеющихся в городе ксероксах, несмотря на то, что все эти копировальные машины были взяты под наблюдение милицией и органами госбезопасности. Указы расклеивались по городу, передавались на областное радио, и вручались начальникам УВД и КГБ области, начальникам райотделов милиции города, прокурору области, первому секретарю обкома КПСС, исполняющим обязанности председателя облисполкома и председателя облсовета, всем городским руководителям.
- И это при том, что главный милиционер региона запретил все действия! Но, каждый столб и дерево оказались оклеены указами Ельцина, - рассказывает Марк Гольдман.
В Липецке начались митинги протеста (запрещенные!), демократы пошли с агитацией в трудовые коллективы, во время которых было решено 22 августа начинать акции гражданского неповиновения. Но к 22 августа с ГКЧП в Москве было уже покончено. Либеральные действия власти и коммунистического большинства в Липецке также не смогли помешать местным демократам осуществлять деятельность по противодействию ГКЧП. 22 августа митинг, собравшийся в Нижнем парке, переместился под окна администрации Липецкой области.
23 августа над горисполкомом Липецка (нынешняя мэрия) уже развивался российский триколор. 24 августа российский флаг был установлен вместо советского и над администрацией области. В то же время собирается чрезвычайная сессия облсовета, на которой весь исполком отправляется в отставку, указом президента РСФСР Ельциным за поддержку путчистов отправляется в отставку первый секретарь обкома КПСС Донских и все руководство облисполкома. Председателем облсовета избирается Олег Дячкин, члены депутатской группы “Демократическая Россия” получают большинство в президиуме.
Кстати, одним из первых решений областного Совета, управляемого демократическим меньшинством, было решение о передачи Христорождественского собора верующим. Так что заверения нынешнего губернатора Липецкой области Олега Королева о том, что именно он, будучи председателем облсовета приложил руку к возвращению главного храма региона в лоно РПЦ, мягко говоря - неправда.
- Да, нынешний губернатор тогда был в опале, - вспоминает Виктор Крысанов. - Он был смещен с поста первого секретаря Добринского райкома КПСС и работал начальником «Липецкводмелиорации», являлся депутатом облсовета. - По какой причине он был опале? Как утверждает он сам, якобы, за участие в каком-то митинге в Москве, в «Лужниках». Но никакого подтверждения этому, увы, не было. Тем не менее он вскоре станет заметным политиком. Я думаю, «родит» его как политика именно то смутное время…
Смутное же время трех дней ГКЧП для Липецкой области вскоре обернется и назначением нового губернатора. Им станет депутат облсовета от «ДемРоссии» Геннадий Купцов. Липецкая область, несмотря на демократическое меньшинство в органах власти при подавляющем большинстве коммунистов, станет уникальна тем, что «рулить» ее будут демократы - спикер регионального парламента Олег Дячкин и губернатор Геннадий Купцов. Правда, недолго. Оба лишаться своих постов уже скоро, будучи атакованы в лобовую быстро оправившимися от жестокого поражения августа 1991-го местными партаппаратчиками, большинство из которых, в том числе и нынешний губернатор, легко расстанутся с вскормившей их партией. Уже в мае 1992-го Олег Королев (в августе 1991-го, после провала путча вышедший из КПСС) сменит на посту председателя облсовета Олега Дячкина. А место отправленного Ельциным в отставку Купцова в декабре 1992-го, займет весной 1993-го уже всенародно избранный Михаил Наролин.
Как однажды заявил на одной из сессий облсовета Олег Королев, якобы, он также приложил руку и к смещению Геннадия Купцова с поста губернатора прокладывая путь «здоровым силам». Но и это опровергают очевидцы и участники тех событий.
- Какой там!, - вспоминает Марк Гольдман. - Королев приходил к Купцову и просил не забывать про его персону «если что». «Хлопотали» против Купцова совсем другие…
И все же, почему местным демократам не удалось взять ситуацию в Липецкой области под контроль и быстро сдать позиции серьезно подпортив свой имидж на долгие годы?
- Увы, не было ни крепкой профессиональной команды, ни программы действий у местной «ДемРоссии», пришедшей во власть, - с сожалением говорит Марк Гольдман.
- Откуда взяться команде, когда нас было в облсовете 19 из 190 депутатов, а остальные - коммунисты!, - делится Олег Дячкин. - И такой примерно численный «расклад» по всем направлениям.
По слова Дячкина, совершенно невозможно было противостять бывшим комсомольским и партийным работникам, которые никуда не делись, а лишь поменяли свой политический окрас, и сейчас остаются у власти, так как "скованные одной цепью, связанные одной целью". К слову, Олег Дячкин, окидывая взором прошедшие с 1991 года по 2013 годы, не видит ничего остро отрицательного для страны.
- Понимаете, чтобы не происходило в стране за эти годы, все же деструктивными эти явления, демократические преобразования, даже реформы Гайдара, Чубайса, не назовешь, - говорит бывший председатель облсовета. - Два десятка лет для истории страны, очень маленький срок. Делать поспешные выводы о демократических, рыночных реформах слишком рано. Изменился политический строй, изменилась жизнь, но ведь не изменились поколения родившееся и выросшие при социализме. Нужно еще много лет, чтобы изменились мы, наше мышление. Я не вижу ничего страшного в происходящих и сейчас процессах, как бы их не называли. Все развивается поступательно. И всякие «измы», как известно, это всего лишь детские болезни нашего общества. Излечимые.
Чуть менее оптимистичен Виктор Крысанов. Он видит много положительного в жизни общества в плане быта, доступности материальных благ для человека, ставших возможными благодаря демократическим реформам начавшимся в начале 90-х после полного краха СССР. Но нынешняя политика его настораживает.
- Непонятно как-то, и странно, что то, против чего боролись, скажем, отмена 6-й статьи Конституции устанавливающей однопартийность, неформально, в той или иной форме возращены. Какими бы «чистыми» и «прозрачными», «демократичными» не представлялись выборы, по сути их нет. Как не выбирай, все равно побеждает «Единая Россия». Ну для придания демократичности, позволяют чуть-чуть приходить к власти другим партиям, или все тому же «блоку беспартийных». Нынешние губернаторы засиделись в своих креслах как первые секретари обкомов и не думают уходить, каждый раз все «побеждая» и «побеждая» на выборах, кивая на «всенародную поддержку». Грустно становится. Неужели после того как нынешнее поколение политиков, и губернатор, и президент в том числе уйдут, а это неминуемо однажды случится, нашим детям придется все начинать заново?
И совсем уже пессимистичен Марк Гольдман. Пессимистичен в отношении политики нынешнего времени, и, будучи всю жизнь яростным антисоветчиком, диссидентом, проведшим 6 лет по "политической" статье в лагерях, не столь категоричен в осуждении Советской власти, реанимацию которой затевал ГКЧП.
- Если озираться на прошедшие с момента ГКЧП годы, крах СССР, то я бы отметил следующие: все лучшее, чтобы было при Советах, мы профукали, не взяв на вооружение. А хорошего было много. Но все плохое взяли с собой, добавив все худшее из дикого капитализма. Поэтому ничего не получается. Поэтому пришедший во власть грабит государство, свой народ, и он никогда не захочет этого лишится. Я считаю, те, кто сегодня у руля, случись что, испугавшись потерять украденное у страны и народа, не остановятся ни перед чем. В отличие от ГКЧП они не испугаются пролить кровь, и утопят в ней любой протест против такого положения вещей.
#гкчп #липецк #август1991