Стыдно ли быть патриотом? (начало)

Dec 23, 2009 19:42


Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой.

(Из телефильма "Тени исчезают в полдень")



Сегодня наша страна стоит в «узловой» точке своего развития. Ресурс, доставшийся нынешней властной элите, мародёрствующей на остатках СССР, подходит к концу. Все годы после разрушения Советского Союза, существование страны держалось на том, что было наработано до установления режима «демократов-реформаторов» и что последние могли украсть и присвоить. Выработка последних ресурсов при очевидной бесперспективности «реформ» по мародёрско-либеральному сценарию приводит к обвальному назреванию недовольства в обществе. До последнего, всё отчётливее начинает доходить: если власть не патриотична, если она ставит своей целью разграбление, а не усиление страны - она не легитимна. И, следовательно, её замена - вопрос времени. «Идейным» антироссийским силам крайне опасен патриотизм, который поставит своей целью возрождение утраченных Россией позиций, развитие собственной науки, образования, промышленности, обеспечения достойного уровня жизни российского народа. Поэтому даже интернет, не говоря уже о других массовых средствах оболванивания людей, изобилует высказываниями «мудрейшей» части человечества на эту тему:
- Какой страны патриотом я должен быть? Той, где был зачат, где родился, где провел детство, учился, работал, или живу сейчас? На эту мысль меня навел Джордж Бернар Шоу, который заметил, что "Патриотизм-разрушительная, психопатическая форма идиотизма." (Арон Вигушин);
- В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берем на себя смелость назвать это прибежище первым. (Амброз Бирс);
- Мерить дюйм на свой аршин патриотично, но утомительно. (Шендерович).
Более изощренным в этом вопросе оказался «телеакадемик» В. Познер. В идеале, таким как он необходимо, чтобы понятие «патриотизм» ассоциировалось у людей с критикой всего «недемократичного», «необщечеловечного» и вообще - противоречащего «реформам». Идеал патриота по Познеру - академик Сахаров «горьковского периода», выживший из ума и подталкиваемый своей иностранной супругой, ненавистник своей Родины. Познер призывает патриотов «сильнее бичевать свою страну», как будто он и такие, как он, её недостаточно бичевали последние 15 лет.
Власть, в рамках «реабилитации патриотизма», создаёт телеканал МО «Звезда». Этот канал, позиционируемый как «патриотический», делается специально под и для раскрутки бывшего министра обороны С. Иванова. Соответственно, Познер получает «госзаказ»: «пропиарить» данный телевизионный проект в свой прайм-тайм по ОРТ.
Отказаться он не может: обслуживание таких «заказов» - составная часть договора на его присутствие на общероссийском телевидении. И выполнять эту работу Познер просто вынужден - как бы чудовищно не звучала для него тема, «Русский патриотизм».
Однако и раскручивать патриотизм в его традиционном понимании для России он не может. Ведь в этом случае логически получится, что и он, и все, кого он защищает - не то, что не патриоты, а совсем даже наоборот.
Поэтому главное, что Познер протаскивал в этом выпуске «Времён» - это убеждение аудитории, что «если уж воспитывать патриотизм - то только на Пушкине и Лермонтове». А ещё лучше - на Чаадаеве. (Для того Познер «с мясом» выдирал из контекста цитаты всех этих наших русских великих людей, никогда бы не допустивших такого разграбления России, какое приветствовал, защищал и всячески поддерживает сейчас Познер). Но Боже упаси - не на признании нашей армии неотъемлемой, важнейшей составляющей любви к Родине. И не на признании того, что нужно воспитывать молодёжь на героических примерах русских воинов - зачем, это же «нецивилизованно»! И уж конечно - не на таких примерах, как Сталин… Какой же он патриот?! - создал проклятый тоталитарный СССР… И вообще не он войну выиграл, а народ, которому Сталин только мешал…
Кстати, как бы в ответ на литературное жульничество «телеакадемика» А.С. Пушкин писал: «Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя; как литератор - я раздражён, как человек с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
Русский патриотизм вызывает у В.Познера явное неприятие и раздражение. Чтобы вызвать подобное неприятие и у части обдуманно подобранных, давно примелькавшихся на «Временах» собеседников, одновременно посеять сомнения у другой части собеседников, у присутствующей аудитории, а главное - у миллионов телезрителей, он, как ему кажется, приводит убийственные аргументы об опасности этого чувства для русских, для России вообще. Это и близость русского патриотизма к национализму, и повторяющееся в либеральной прессе старое английское изречение: «Патриотизм - последнее прибежище негодяев»; это и цитирование начала стихотворения Лермонтова «Родина» о «странной» любви поэта к отчизне и, наконец, - чтение с воодушевлением и явным удовольствием приписываемого Лермонтову стихотворения «Прощай, немытая Россия» (вот, мол, вы какие - русские!) При этом В.Познер не упускает возможности заметить, что его любимая страна - Америка...
В другой стране (в том числе и в США), где действительно заботятся о воспитании у своих граждан любви к Родине, такого ведущего на государственном телеканале не держали бы и дня. У нас же В.Познер - один из главных пропагандистов либерализма, приведшего страну к катастрофе. В эфире он - полный хозяин, передачу ведет, как и некоторые другие телеведущие российских каналов, в жанре допроса, бесцеремонно обрывает собеседника, если тот говорит что-либо антилиберальное или национально-русское.
В очередной раз стало очевидно: ведущий - человек работающий исключительно за деньги. У него есть только одна «бескорыстная» идея: ЧТОБЫ «ЭТА СТРАНА» НИКОГДА НЕ ПОДНЯЛАСЬ.
И то, что такой человек находится на российском телеэкране, говорит только о том, что до подлинного патриотизма российской властной элите ещё очень далеко.
А пока… пока - такие вот у нас «Времена».
Самая крупная дореволюционная русская универсальная энциклопедия, выпущенная акционерным издательским обществом «Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон» так трактует понятие патриотизма: «Патриотизм - любовь к отечеству, привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произведи бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель Патриота, которая издревле имела и религиозное значение. Отечество не было только географическим и этнографическим термином - оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, было более или менее отдаленною трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и Патриотизм совпадал с благочестием. В передовой европейской стране - Франции - Патриотизм, для большинства нации, заменил собою религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения».
Известно, во всяком случае, внешнее проявление патриотизма граждан США, трепетно относящихся к своему флагу и гимну, с обязательным прикладыванием правой ладони к сердцу.
Можно привести множество примеров патриотизма граждан разных стран, в том числе и «космополитов» в Израиле. Нам же сподручнее будет рассмотреть русский патриотизм, его корни, устойчивость в проявлениях и национальных особенностях.
В русском человеке глубоко сидит и традиция патриотизма, любви к своей Родине, своему народу, его истории, его нелегкой судьбе. Эта любовь распространяется на русскую природу, с ее бескрайними просторами, плодородными полями, обширными лесами, многочисленными полноводными реками и маленькими речушками, небольшими и большими озерами, невысокими холмами и настоящими горными массивами. Символом боготворения природной красоты России стала кудрявая береза, воспетая русскими поэтами и писателями.
Порой доверчивый русский народ попадал под влияние злостных хулителей всего отечественного и начинал вовсю ругать и критиковать свою «распроклятую» жизнь в этой «забытой Богом» стране. Но всегда русские люди славились своим самопожертвованием во имя Родины, особенно в лихие годины. Патриотизм, который глубоко сидит в душе каждого русского человека, служит могучей движущей силой в развитии и сохранении российской государственности. В спокойные времена патриотические чувства в русском человеке не выпирают наружу. Они дремлют внутри него. Русский человек предстает перед людьми других национальностей как открытая душа, как интернационалист, как друг всех народов, готовый принять их под свое крыло, обогреть, ободрить, защитить, отдать последнюю рубашку. Это тоже его национальные черты, и этим пользуются представители некоторых других народов, в национальном характере которых до сих пор не искоренено корыстолюбие, стремление кого-то обмануть, нажиться за чей-то счет. До поры до времени русский народ это терпит, но не бесконечно. Наступает момент, когда он взрывается и дает сокрушительный отпор и внутренним, и зарубежным стяжателям.
Издревле считается, что русский человек - самый патриотичный если не в мире, то в Европе это уж наверняка. «Не щадя живота своего», - такова формула русского патриотизма. Для тех, кто не совсем представляет себе дословное значение этой формулы, поясним, что испокон века русские готовы были отдать жизнь свою, защищая Отечество, землю русскую от многочисленных нашествий с юга, с севера, с запада и с востока. Эта черта, жертвенная в своей основе, целиком и полностью вытекает из русского православия. Она является главной в православном самосознании и всецело укладывается в евангельский подвиг Христа: «Смертию смерть поправ!». Не случайно Пасха, или Воскрешение Христа, является главным праздником русских, не только религиозным по своему содержанию, но и глубоко национальным. В нём выражается квинтэссенция русского характера.
Отличительной особенностью русского патриотизма является любовь к «большой» Родине, своему Отечеству, своей стране России наряду с любовью к Родине малой, той местности, области, району, деревушке, даже дому, где ты родился и вырос в детстве и юности. Не зря в пантеон русского язычества вошёл такой несколько странный, но исключительно русский персонаж - Домовой. Это такой дедок с хитрыми лучистыми глазами, который охраняет Дом русского, поддерживает в нём тепло и добрые отношения между живущими.
Кто-то может сказать, что «малый» патриотизм характерен и для других народов. Например, для северных. Скажем, Германия до сих пор делится на земли - земля Бавария, земля Саксония и т.д. «Большой» патриотизм немцев, вылившийся в 30-е годы XX века в известный куплет: «Германия, Германия превыше всего!», сложился довольно поздно. Ещё в XIX веке единой немецкой нации не существовало. Велась упорная борьба за национальный центр немцев, где ему быть - в Пруссии или Австрии. Щекотливая тема. Кто такие пруссы? Это же западные славяне. А тевтонцы, вошедшие в Пруссию? Какие же они немцы? Тут скорее норманнские корни.
Да, австрийцы потерпели в 1866 году поражение от пруссаков и таким образом утратили право стать центром образования единого немецкого государства и единой немецкой нации. Австро-Венгрия - конгломерат наций и народностей, ещё более разношёрстный в этническом содержании, чем более поздние федерации Чехословакия и Югославия. Потому она и распалась. Так и неясно сегодня, кто такие австрийцы - восточные немцы, т.е. народность в лоне немецкой нации?
Это отступление лишь подчёркивает обоснованность русского патриотизма, более на наш взгляд старшего исторически, чем патриотизм наших европейских соседей, не говоря уже о соседях южных и восточных. Там до сих пор родоплеменной патриотизм пересиливает общенациональный. Безусловно, как у сложнейшего явления общественной психологии, элементы патриотизма исторически формируются уже в древности в форме привязанности к родной земле, языку, традициям, политическим и социальным институтам. Широкое распространение понятие получает в античную эпоху в связи с возникновением полисного патриотизма. Как нравственного и политического принципа и одновременно чувства любви к «малой родине», приверженности институтам полисной демократии, чувства гордости от обладания правами гражданства и приобщения к гражданской общине города-государства. В Европе само понятие патриотизма возрождается только в XVIII-XIX веках в период становления современных национальных государств.
В России-Руси патриотизм возник в IX веке с момента образования древнерусского государства. И в дальнейшем развивался и эволюционировал как патриотизм общерусский, а с образованием империи в XVIII веке - общероссийский, так и местный, но не местнический или, не дай Бог местечковый. «Мы - псковские». «А мы - ярославские». Этот причет очень показателен для русского восприятия патриотического самосознания.
На Западе, особенно в последние десятилетия с созданием Евросоюза, в политической лексике понятие патриотизма заметно приглушается, звучит как несколько устаревшее, вплоть до того, что вызывает подозрение. Поэтому патриотизм является одним из наименее исследованных и неопределённых понятий с историко-аналитической точки зрения. При употреблении слова «патриотизм» почти неизбежно давление со стороны идеи «родины» (лат. patria). В Европе пытались свести понятие «патриотизм» к таким, как «нация», «гражданство». В 1931 году Роберт Михельс указывал на следующие составляющие понятия патриотизм, которые делают его шире, чем понятие «родина» или «любовь к родине»:
общность расы или происхождения;
общность языка;
общность культуры;
общность судьбы;
общность религии;
общность государства;
общность желаний, в рамках которой он рассматривал также «патриотизм договора», общественного и политического.(См. В.И. Даниленко. Современный политический словарь. - М., 2000. С. 620).
Проблемы патриотизма, соотношения патриотизма и национализма, патриотизма и национальной государственности и т.д. приобрели особую актуальность, теоретическую и практически-политическую значимость уже в новейшее время в связи с разрушением многонациональных образований с длительной исторической традицией, процессами деколонизации и становления молодых государств Африки и Азии. Одновременно патриотизм в форме местного патриотизма либо приверженности определённым государственным институтам и самому национальному государству выступает своеобразной реакцией на интернационализацию и глобализацию мировых экономических, политических и культурных связей, является ответом на тенденции размывания национальной и культурной идентичности, относительного снижения значимости государственных институтов в системе международных отношений.

(читайте продолжение...)

ноябрь 2008г.
Сергей СОКОЛОВ,
подполковник запаса

русский

Previous post Next post
Up