Jul 16, 2017 21:52
Переслушал единственный профессионально записанный альбом Евгения Чичерина и Хмели-Сунели 1997го года и задался вопросом - а был ли продюсер у альбома? Или продюсера никакого не было? Не услышал внятной жанровой и звуковой концепции. Как будто писали, не подумав. Почти безумно. Но...
Есть тщательно продуманное безумие звукозаписи - такое, как на первом альбоме "Пинк Флойд" "Дудочник у врат зари" или альбомов "Гражданской обороны" 87-90 гг, где гротескное тембрально искаженное звучание инструментов почти на грани шума, а также "перегрузы" по каналам есть реализация установки на создание психоделического эффекта. Но у ансамблевого музицирования и у звукозаписи, как способа фиксации, есть объективные законы, не вчера придуманные. Они и позволяют "строй находить в нестройном вихре чувства".
Если пренебречь этими объективно существующими закономерностями, то вместо образа хаоса будет сам хаос и коммуникация с большими группами людей будет затруднена.
Пинк Флойд и Летов исполняли эти законы. Потому сотни миллионов людей смогли оценить их творчество.
Какие есть законы? Надо объективно знать сильные и слабые стороны музыканта. Виртуоз ли он или нет? Инструменталист он или вокалист? Есть у него интеллект в музицировании или он на чувственном уровне хорош? итд итп. И в зависимости от этих многочисленных факторов следует расставлять акценты, выделять приоритетное, ретушировать неудачное, короче, строить программу с умом и вкусом.
Сильной стороной Чичерина, по-моему, был его голос. Он был хороший, выдающийся вокалист с неповторимым тембром, которым он искусно владел. Чичерин вышел из "Рабочей песни" Игоря Носкова, ансамбля политической песни, которых очень много возникло в СССР- с 1967 по 1990 гг в Сочи раз в два года проходил международный фестиваль "Красная гвоздика", что стимулировало музыкальные массы на активность. Движение политической песни поддерживалось властями, а ансамбли эти ездили за границу в страны народной демократии на гастроли. (Кстати, Яна Дягилева начинала в Ансамбле политической песни "Амиго" при Новосибирском университете) В "Рабочей песне" ребята пели под минимальный аккомпанемент (есть хорошая запись их выступления на пермском тв), музыка непосредственно создавалась тембрами голосов, умением петь созвучно многоголосно. Чичерин хорошо "распелся" в юности в этом коллективе. Нашел свой незабываемый тембр, научился играть голосом, тянуть звук, показывая красоту кантилены. В этом большая доля уникальности феномена Чичерина была. Поистине (я сам слышал), он одним своим вокалом брал зал за живое и владел им.
И вот эта сильнейшая сторона Чичерина - артиста-исполнителя была проигнорирована звукорежиссёром и продюсером записи! Сейчас даже реперы умеют писать свой голос так, что слышны малейшие интонационные оттенки читки, а прекрасное пение Чичерина "забито наглухо" сомнительным инструменталом. Мне вспоминается суждение старого пермского "лабуха" гитариста из "Фон-барона" Сергея об разнице уровня вокалистов и инструменталистов в Перми: «Я как Джимми Пейдж сыграть «Синс айв бин ловинг ю» могу, а вот как Роберт Плант в Перми никто спеть не может.» Так вот, Чичерин мог петь на высоком профессиональном уровне, только записать, ухватить для вечности его умение в Перми конца 90-х никого не нашлось. Голос Чичерина при сведении убран на задний план, середина и высокие частоты забиты плотным месивом инструментала, причем единственным выдающимся музыкантом-инструменталистом был барабанщик Валерий Черноок. Этот перекос в сторону любительского музицирования и во многом случайных аранжировок удручает меня. Мне не хватает чистоты чичеринского тембра, который необходмо было оттенить многоголосием бэк-вокала. Но, вероятно, это было невозможно сделать в 1997 году.
пермская музыка,
рок-н-ролл,
учителя музыки,
Чичерин