Вредители в Пермской государственной академии искусства и культуры

Aug 29, 2015 15:58

Профессор социологии А.Ф.Филиппов написал в своем фейсбуке:
"Люди культуры, защищая культуру от варваров, избрали совершенно негодную тактику. Все разговоры о специфике художественности, культурной ценности того или иного произведения, воспитании вкуса, отличии того, что признано экспертами, от вкусов большинства -- это детский сад.
Давно пора объяснить, что всякий варвар, вандал и прочая шелупонь, которая начала себе позволять, -- это враг народа в точном смысле слова. А любой публицист, становящийся на сторону вагов народа, выражает не суждения вкуса, а просто вредитель."

Он отозвался о действиях Энтео, разбивших статую Вадима Сидура на выставке в Манеже, о неких вандалах, разбивших статую Шаляпина в роли Мефистофеля на Лахтинской улице в Петербурге. Вообще он говорил  о методе противостояния тенденции одичания, проявляющегося иногда как  общественная инициатива, иногда являющегося следствием апатии государственного аппарата.

Этот термин сталинских времен - вредительство - страшен сам по себе. Он может быть средством проведения репрессий, и потому его неудобно употреблять в политкорректном контексте,  но может быть и обозначением  реального деяния, причиняющего вред. А потому умалчивать о вредительстве - это вредительству потакать.

На мой взгляд увольнение композитора Петра Куличкина с должности преподавателя ПГАИК есть вредительство чистой воды (т.е. грязной воды). Во-первых, он талантливый музыкант-композитор, во-вторых, он единственный, кто способен выдавать независимую и глубокую аналитику музыкальных событий в Перми. Его уникальная (не побоюсь этого слова в пермском контексте) статья об интерпретациях дирижера Курентзиса - это то, что внушает надежду на то, что Пермь способна к культурной саморефлексии и, возможно, сохранит субъектность как творческая единица. Объектность  у нее есть, так сказать, "от природы", но иногда надо не только ДЕЛАТЬ, но и ЗНАТЬ, что делаешь. Так вот, в голове Куличкина музыкальная Пермь знает...

Вполне вероятно, что Куличкин мог "заслужить" увольнение, нарушив, не выполнив и проч. Но все это лежит в рамках узкого круга дисциплинарных норм и должностных инструкций. И увольнение его, возможно, есть выполнение служебного долга руководством Академии. Вместе с тем, руководство это ДОЛЖНО осознавать свою ответственность за культурный уровень студентов. которых учит Академия. которой они управляют. Устранив преподавателя такого высокого класса из высшего учебного заведения, они весьма понизят культурный уровень учащихся. Что даст резонный повод народу Пермского края считать руководителей ПГАИК, устранивших Куличкина от преподавания, вредителями и врагами народа.

И Сталин тут не при чем.
Чайковский и Шостакович причем.

пермская музыка, Куличкин, ПГАИК, курентзис, учителя музыки, Пермь

Previous post Next post
Up