В добавление к предыдущему. Мысль сравнить приход Курентзиса в наш город с технологиями оранжевых революций, с технологиями Майдана пришла мне, когда я вспомнил, что на акции против захвата здания Пермского музколледжа студенты исполняли песню «Священная война». Актуализация памяти о Великой Отечественной- механизм, действующий для противников условного «Майдана», применяющийся ими для консолидации сил. Вопрос о том, кто из сторон ретроград, а кто прогрессист, ещё требует наблюдения и разработки.
Но использование памяти о нападении фашистов и отпоре, который оказал им советский народ, - это способ, которым пользуются на постсоветском пространстве довольно активно. Вспомним исполнение 7 симфонии Шостаковича в Цхинвали, где худрук Мариинского театра Гергиев соединил память об исполнении в 1942 году «Ленинградской симфонии» в блокадном городе с российской версией о вероломном нападении Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г, приплюсовав к этому свою этническую солидарность с жителями Осетии. Память о Великой Отечественной, соединенная с актуализацией этнического - петербургский осетин помогает Южной Осетии, русские ополченцы помогают русскому Донбассу - под знаменем борьбы с фашизмом, который воспринимается вызовом из современности, а не из 1941-1945 гг - вот актуальная идеология современных противостояний.
Я обратил внимание на похожие события, случившиеся в Перми в апреле 2012 года, в рамках так называемой Пермской культурной революции, когда студенты музколледжа провели акции протеста:
http://sokolov1.livejournal.com/31339.html С одним из певших «Священную войну» была небольшая, но интересная дискуссия. Студент музколледжа протестовал против моей трактовки их исполнения «Священной войны» как песни шахидов, т.е. людей, отвергших доводы разума в пользу эмоций. Он говорил о том, что участники протеста не готовы идти на смерть, а «Священная война» была исполнена как некая абстрактная патриотическая песня. Следовательно, разум свой они не теряли, скорее наоборот. Мне указали, что полемический пафос повествования вывел за рамки разумного самого автора. Спустя 2 года можно видеть, что только отказ тех, кто планировал захват здания колледжа, сохранил ситуацию в рамках разумного. Технологии майдана, которыми делался Пермский культурный проект, были постепенно свернуты - Гельман, Мильграм выведены из медийного поля, Курентзис прекратил делать провокационные антирусские заявления, угас имидж вселенского гения, будучи замененным на кресло провинциального худрука, Чиркунов вообще уехал заниматься сельским хозяйством в Лангедок. Все притихли, благо довольствовался пермский «культурный майдан» совсем не «малым». Они приобрели свою долю власти, но был положен разумный предел возможностью ею пользоваться. Потому умолкла «Священная война» в Перми. Это хорошо, ведь в Украине тоже все началось с поющих студентов 30 ноября 2013 года. А потом возникла «Небесная сотня», которая есть иное наименование всё тех же шахидов.