Черт, отвык от журналистики. Не то что самому задавать вопросы, а даже (или скорее тем более) отвечать на них. Позвонили сейчас с Эха Москвы взять комментарий. Я им что-то пролепетал, сейчас с мыслями собрался, попробую «ответить» еще раз. Поскольку тема-то для меня архи-интересная.
Итак, якобы правительство готовит программу развития игрушечной отрасли в России до 2020 года с вложениями 50 миллиардов рублей. Спросили меня - сколько сейчас отечественных игрушек производится и продается. Если мало, то возможно ли радикальное увеличение, сможет ли эта программа иметь успех.
Продается мало. Процентов 10 от всего ассортимента нашего магазина. У других еще меньше. И зачастую это нишевый продукт небольших игроков, который существует, потому что мало интересен большим производителям. Прежде всего, это деревянные игрушки, матрешки и т.д. которые создают провинциальные ИП, либо артели оставшиеся с советских времен. Покупают эти матрешки только из патриотизма и теплых чувств, что «наше». Если взять в руки деревяшку с Поволжья, или из Чехии, сразу видно две большие разницы. Качество обработки дерева, яркость красок, разнообразие моделей, все не в нашу пользу.
Продолжают эксплуатировать ностальгические чувства, производить гавно и прекрасно себя чувствовать многие заводы, гремевшие на весь СССР. Была такая замечательная игра - Юный водитель. Насколько была классная в советские времена, настолько похабно сделана сейчас. Казалось то же предприятие в Омске, те же станки, может быть те же люди работают. Это ведь не ракеты и спутники, как тут культуру производства можно полностью испортить? Можно! Механизм игры ломается в первые дни, все хлипко собрано, и мерзко работает. Продавать такое стыдно, хотя и выгодно. Папы, помня свое детство, постоянно эту игру для своих сыновей спрашивают. Раз в год примерно покупаю на пробу «водителя», убеждаюсь, что по-прежнему все плохо, и избавляюсь от него.
Слава богу есть и другие примеры. Торговая марка «Мякиши». Выпускают суперские мягкие игрушки для малышей. Есть питерский Нордпласт, который делает неплохой пластик. Еще кое-кто. Но в целом….
Игрушки во всем мире это очень серьезный бизнес. Оборот порядка 150 миллиардов долларов в год. В научные разработки, дизайн и продвижение, ежегодно наверняка вкладывается намного больше, чем 50 наших миллиардов, размытых на десятилетие. Причем игрушки лишь часть огромного бизнес-процесса. Он включает в себя производство фильмов, мультиков, одновременно на рынок запускают игрушки с их персонажами, одежду, канцелярию. И весь юный мир в один момент начинает играть в куклы Винкс или бакуганов. Через год другая мода. И снова сотни миллионов американцев, европейцев, китайцев и русских родителей покупают одни и те же игрухи. Здесь нам конкурировать, все равно что Свердловской киностудии с Голливудом. Т.е можно, но только внутри страны :). Если создать опять-таки «родное», с нашим умно говоря «культурным кодом», на что мы охотно все купимся и купим. Пример - популярнейший отечественный мультик «Маша и Медведь». По его мотивам выпускаются (в Китае, разумеется) множество игрушек - машек, мишек. Почему эти игрушки производят не в России? Я думаю, по той же причине, что и любую другую продукцию - одежду, подшипники, компьютеры. В Китае выходит дешевле и зачастую качественнее.
Смогут 50 ярдов преодолеть эту общероссийскую беду? А вот смотря кому достанутся. Тот же производитель «юного водителя» слопает их без пользы дела. А другие вытянут. И я с удовольствием буду продавать российских игрух не 10 %, а все 40-50.