Первый космооперный пост in since forever. Немного о стратегической стороне вопроса.

Jan 22, 2013 16:25

Вчера поздно вечером перечитывал свои старые постинги. Прошлогодние, ага. Думал, опять спать не лягу до ночи, ан нет, спать мне хотелось больше, нежели думать о звездных картах и сюжетах. М-м-м, да, эти две вещи некоторым образом взаимосвязаны.

А, неважно. Тут в последнее время все повадились писать посты на космооперную тематику, а чем я хуже. Тем более, что посты про меху - это, конечно, хорошо, но надо и честь знать.

В общем, first things first. Я был бы не я, если бы не сказал ничего о корабликах, поэтому с них я и начну. Дело в том, что меня по-прежнему бешено вставляет Система... хм. Система, это такая Штука, в общем, я про нее уже писал. Почему-то вот эта необходимость выбирать из ограниченного числа видов оружия необычайно завораживает своей простотой. Вон, скажем, еще тот самый пост gcugreyarea, в который я сразу влюбился, как только увидел. Красиво, просто и структурированно, а больше ничего и не надо: сложное и дурак придумает.

Самое парадоксальное, что все это совершенно неважно. Хорошему повествованию совершенно не важен форм-фактор заклепок и их количество. Геополитическую ситуацию описываемой вселенной определяют тоже не количество лазерных пушек и ракетных установок. Многое бы изменилось, если бы Мантикора и Хевен воевали армадами авианосцев с классическими космическими истребителями, а Ав и ОЧ - исключительно универсальными крейсерами (ну хорошо, разных габаритов!)? Да вообще ничего. Есть конечно такой вопрос, что если, например, выкинуть из какого-нибудь Винг Коммандера авианосцы и самолетики, и вместо них посадить игрока в командирское кресло линкора, то это уже будет никакой не Винг Коммандер, но это игры, там климат иной - и ладно, я сглупил, на сюжет это ровным счетом никак не повлияло. Но игра называлась бы уже Battleship Commander и тогда да, я бы с радостью в нее поиграл. Но это была бы альтернативная история, где не было последнего боя Ямато, линкоры остались релевантными всю холодную войну (*за кадром* ракетонесущие Монтаны! ракетонесущие Монтаны!), а Лукас снимал бы ЗВ с хрестоматийными запилами армад мегалинкоров, а-ля Док Смит. И Люка бы поставили командовать дырявым корытом, но он бы на этом корыте все так же нагнул Звезду Смерти, и вообще всех нагнул. А что, все по канону. But I digress.

Исходя из этого, мы можем обьявить все, кхм, литературные произведения, у которых сюжет основывается именно на корабле определенного типа, нелитературными произведениями. Поскольку если этот корабль оттуда убрать, то весь сюжет развалится, как карточный домик. Побей меня Б-г, но я не могу вспомнить ни одного такого произведения, которое я бы читал. Наверное, я плохо помню.

Да, я все перевожу на сюжеты, это такая борьба с собой. Хотя я все уже давно придумал. Даже если брать горе-сюжет первой версии Сатурнища, то он от переклассификации Дерзновенного в управдомы арсенальники/крейсера/минные заградители принципиально никак не изменится. Вот там, где у меня даже горе-сюжета не было, там другое дело. Но ладно.

Короче говоря, сюжеты и кораблики существуют в двух параллельных друг другу плоскостях. Что не может не радовать, поскольку кораблики в таком случае можно обсуждать хоть до полного благорастворения воздусей. Что, конечно же, не может не радовать.

Кхм.

Возвращаясь к корабликам, конечно, хотелось бы поговорить... даже не знаю, о чем хотелось бы поговорить. Точно не о конфигурации систем вооружения на каждом из них, поскольку это, конечно, интересно, но не имеет первостепенного значения. И вообще, мы уже об этом сто раз говорили. Вообще, хотелось бы конструктор, по образу и подобию Battleships Forever, но с предельно абстрагированным подходом к вооружению, чтобы был только главный калибр, только противоминный калибр, и только ракеты. Можно строить корабли разных габаритов и ставить их на другие корабли побольше, если они по тоннажу подойдут (но в таком случае непонятно, почему ракета не корабль). Можно грабить корованы...

Нужно написать о стратегическом уровне. Это все потому, что пока все писали про тактику и схемы, a_burlaka решил написать про стратегическую часть, и оказался прав... то есть, я с ним не согласен в том, что большие космические корабли не нужны, но он таки оказался скорее прав, чем нет.

Дело в том, что я не верю в завоевательные войны в космосе. И уже довольно давно не верю. Впрочем, в тотальную войну на истребление в космосе я верю немногим больше. Ну как, подразумевается - между цивилизациями одного или примерно одного уровня. Истребить цивилизацию, живущую на одной планете, для многопланетных цивилизаций легче легкого, даже яйца выеденного не стоит. Поэтому, кстати, многопланетные цивилизации и являются таковыми - просто чтобы не держать все яйца в одной корзине. По условию задачи, планеты вполне могут находиться еще и в разных системах - у нас, в конце концов, космоопера, а значит и ФТЛ как необходимое условие.

Нет, ну. С одной стороны, со стратегическими наступательными вооружениями в космосе как-то туго. С другой стороны, несколькими РКВ можно вытереть половину Солнечной практически подчистую, если знать куда бить. Да, РКВ будет лететь прорву времени, он же релятивистский, но в исторической перспективе это уже никого не волнует. Но опять-таки, у нас космоопера, и космоопера совсем не ближнего прицела, и в галактических масштабах пулять в кого-то РКВ, мягко говоря, затруднительно. С третьей стороны, никто не мешает делать стратегические ракетоносцы с ФТЛ, которые будут выпрыгивать на безопасном расстоянии от вражеских систем и запускать в них РКВ, а после этого ФТЛиться домой; или вообще выгорать и самоуничтожаться сразу после прыжка, что уже делает их не столько ракетоносцами, сколько разгонными блоками.

Но так и тут война на уничтожение возможна только при небольшом количестве населенных систем у противника. Если таких систем десятки, а то и сотни, то бить будут только по важным военным и промышленным целям - распределенным в пределах системы, но наводиться на них РКВ ничто, по сути, не мешает. Впрочем, это далеко не -полное- уничтожение, но ни о какой целостности для означенной цивилизации/государственного образования/военно-политического блока/меметической общности после такой бомбардировки и речи идти не может.

Завоевательные войны и того хуже. Там ты никак не будешь бомбить планеты РКВ, нет, тебе придется лететь туда и ставить там сапоги на грунт, иметь дело с оккупацией, вооруженным сопротивлением и прочими радостями завоеванных территорий... и это после того, как тебе придется как минимум уничтожить флот противника, после чего планета либо сдастся сама (а ее гарнизон будет готов продолжать вооруженное сопротивление клятым оккупантам), либо ты ее к этой сдаче принудишь бомбардировками (причем скорее всего не ковровыми, а точечными) и высадками десанта.

Напрашивается вопрос, конечно, зачем нужна вся эта нервотрепка и растрата ресурсов, если у тебя таких же планет, скорее всего, ну просто прорва, и они забиты отнюдь не под завязку, и ресурсы в окрестных системах не иссякли - и то, если планеты забиты, а ресурсы иссякли, то завоевательная война приобретает черты массовой миграции. Это уже несколько другой вопрос, но в любом случае остается очевидным то, что межзвездная цивилизация за территорию воевать не будет. Только если на этой территории есть что-то безусловно важное, а что - зависит от авторского произвола, но это не глобальная война, это самый обыкновенный локальный конфликт! А если из этого конфликта надуется полномасштабный конфликт между двумя соперничающими цивилизациями/сверхдержавами/блоками/меметическими общностями, то он тем более не будет иметь элементов завоевательной войны.

Что же тогда будет представлять собой война между двумя межзвездными сверхдержавами? Череду локальных конфликтов, в холодной фазе - непрямых и с участием третьих сторон, в горячей фазе - прямых с непосредственным участием вооруженных сил обоих сторон. Причем боевые действия будут иметь своей целью установление контроля над ключевыми узлами пространства (при наличии таковых), ключевыми системами (если их будет целесообразно захватывать), и уничтожение групп войск противника, т.е. - флотов (у, как я люблю этот совковый канцелярит!).

Собственно, именно за последним нам нужны большие корабли, поскольку лучшего сочетания огневой мощи, защищенности и скорости (я знаю, я знаю, но под скоростью мы можем понимать не столько тактическую скорость (в реальном пространстве, и то максимальная скорость одна на всех, имеет значение только набор этой скорости, т.е. ускорение), сколько стратегическую (дальность/скорость прыжка)) добиться проблематично. Меньшие габариты означают меньшую огневую мощь (или падение огневой мощи по мере исчерпания боезапаса) и меньшую защищенность (которую можно компенсировать маневром за счет снижения времени активного маневрирования, выражаясь проще - кончится топливо), поэтому малые корабли, конечно, небесполезны, но полноценно заменить крупные корабли они вряд ли смогут. Или смогут, но это уже вопросы к смене парадигмы. Или крупные корабли смогут нести малые, но это другой вопрос и тоже туда же.

Мда, теперь у меня дредноут (огневая мощь + защищенность + скорость) какой-то метафорой танка получился. А это херня, потому что в отличие от сухопутной техники, кораблям важна еще и автономность - хотя здесь ее можно условно отнести в параметр скорости и особенно не заморачиваться на эту тему, ладно.

(с такой позиции авианосец будет метафорой БМП... нда, Канада уже пробовала отказаться от танков в пользу LAV III, но отказалась от этой глупой затеи. а мой любимый баттлстар тогда будет, пожалуй, метафорой Меркавы... нда. что-то тут уже определенно не то.)

Можно было бы еще добавить, что для локальных конфликтов в холодной фазе нужен, по сути, не столько дредноут, сколько что-то поменьше, типа все того же (моего любимого) десантно-штурмового крейсера, то есть фактически корабль обеспечения присутствия: дредноут тоже обеспечивает присутствие, но дредноут дорогой и предназначен для контроля над пространством, нежели для полицейских операций. То есть, дредноут тоже умеет высаживать десант и бомбить планеты, но ДШК справляется с этим гораздо лучше и эффективнее.

Что-то мы опять на кораблики переползли. Возвращаясь к занимательной конфликтологии, нужно сказать, что здесь, конечно, любой локальный конфликт рассматривается в первую очередь как конфликт сверхдержав, пусть и непрямой, что в принципе недалеко от истины. Еще стоило бы добавить, что в определенный момент горячая фаза конфликта может перерасти в совсем горячую, а именно - DEFCON 1 и взаимный обмен РКВ с уже вылетевших стратегических ракетоносцев, но это и так очевидно.

Но это, разумеется, очень беллетризованый вариант, полагающийся на определенное количество условий, как-то: наличие двух видов ФТЛ (пространственного, с возможностью прыжка не только между системами, но и в межзвездное пространство; и портального, с возможностью прыжка между фиксированными точками (узлами) в двух системах), масштабы пространства, сильно выходящие за пределы ближайших к Земле звезд ("галактические" масштабы, хотя даже Местный Пузырь сам по себе немаленький, протяженность примерно 300 световых лет), и примерно одинаковый уровень развития всех противоборствующих сторон (впрочем, вторые-третьи уровни по Кардашеву с первыми уровнями воевать едва ли станут, а если станут - то просто их не заметят). В общем, стандартная космоопера, как она есть, для наших целей вполне подойдет.

И, по-моему, ничего такого уж стратегического я не сказал, но чего вы еще ожидали, это же я.

P.S. Про мой любимый баттлстар я тоже чего-то хотел сказать, но подумал, что здесь оно не к месту. В любом случае, совершенно все равно, как именно управляется управляемое оружие на дредноуте, пилотом в кабине или бортовой ЭВМ вместо пилота. Или пилотом, загруженным в бортовую ЭВМ, если вы так хотите.

И то баттлстар это не столько дредноут, сколько линейный крейсер, аж три парадигмы: но грань между линейным крейсером и быстрым линкором, как известно, весьма зыбка и расплывчата. Ну, если только мы не про белых слонов Фишера говорим...

сатурнверс, инфодамп, battlestar, сейкайчик, battleship, военщина, ассорти, хонорверс, my tank is fight!

Previous post Next post
Up